Конкурс проводится с 2006 года
при поддержке полномочного представителя
Президента Российской Федерации в
Сибирском федеральном округе

«Облачная погода» и «яровизация цен» — перспективы сибирского телекома

Номинация, категория: «Цифровая Сибирь» , Автор печатного/интернет-СМИ
СМИ, регион: «Континент Сибирь», Новосибирская область
сайт медиа-ресурса
Автор: Туров Федор
Опубликовано: 01.08.2016

Расстановка сил на рынке широкополосного доступа в Интернет по итогам первого полугодия 2016 года не претерпела принципиальных изменений. Ряд операторов нарастил свои доли путем органического роста, а некоторые игроки, например «Сибирские Сети», за счет интеграции с «Норильстелекомом». Вместе с тем перемены на телеком-рынке отнюдь не за горами — благодаря тому же «пакету Яровой». Чего ждут операторы в ближайшей перспективе и кому удастся потеснить конкурентов — в материале «КС».
 

Оцени себя сам
 

Специально для «КС» московское аналитическое агентство TMT-Consulting оценило доли крупнейших операторов широполосного доступа в Интернет по абонентской базе в сегменте B2C в первом полугодии 2016 года (см. инфографику). Согласно этим данным, первое место по СФО и непосредственно Новосибирской области (НСО) закономерно сохранил «Ростелеком», сумевший увеличить свою долю. Второе место по Сибири удержала компания ТТК, хотя отставание до лидера рынка здесь достаточно велико. В свою очередь замыкает сибирскую тройку «ЭР-Телеком Холдинг» с 9% рынка. В Новосибирской области картина немного иная. Так, в этом регионе пермскому оператору не удалось попасть в Топ-3, как, впрочем, и компании ТТК. Зато «Новотелеком» и «Сибирские Сети» уверенно удержали место в заветной тройке. Интересно и то, что рынок все в большей степени консолидируется в руках крупных игроков, а доля мелких участников сокращается как на уровне Сибири, так и на уровне непосредственно Новосибирской области. В дальнейшем уровень концентрации рынка будет лишь увеличиваться.

Если оценивать динамику изменения долей, то самый быстрый рост абонентской базы в рассматриваемом периоде, по данным TMT-Consulting, обеспечили «Сибирские Сети», занявшие третье место в Новосибирской области и четвертое в Сибири. Их коммерческий директор Сергей Вепренцев с такой оценкой полностью согласен: «Компания на протяжении трех лет уверенно увеличивает абонентскую базу, и первое полугодие 2016 года не стало исключением. В 2016 году темпы роста абонентской базы выросли, и, как следствие, выросла наша доля рынка». Он также приводит данные исследовательской компании Radar, согласно которой по итогам первого полугодия 2016 года доля «Сибирских Сетей» на рынке НСО составила 15%.

Вместе с тем в топовых позициях рейтинга по-прежнему находится «Новотелеком», уступивший на территории области лишь «Ростелекому», а если оценивать только региональный центр, его доля окажется еще выше. «Мы не измеряем долю рынка по НСО в силу того, что представлены только в Новосибирске и городах агломерации, — комментирует оценку TMT-Consulting руководитель Службы маркетинговых коммуникаций «Новотелекома» Дмитрий Мишин. — В Новосибирске же, по данным собственных и независимых исследований, наша доля составляет порядка 33,5% в сегменте B2C, в B2B мы уверенно входим в тройку лидеров по выручке». Темпы прироста абонбазы были оценены «Новотелекомом» как «положительные», соответствующие аналогичному периоду 2014–2015 гг., что при текущей насыщенности рынка очень даже неплохо.

Данные по сегменту B2B в TMT-Consulting в этот раз по региону не предоставили. Вместе с тем операторы связи, работающие в этом сегменте, также отмечают, что первая половина года оказалась для них очень насыщенной. Так, руководитель макрорегиона «Сибирь и Дальний Восток» «Манго Телеком» Владимир Лобченко отмечает, что за первое полугодие оборот компании в Новосибирске увеличился на 46% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. К такому росту оборота привели расширение клиентской базы и увеличение показателя регулярных платежей клиентов Виртуальной АТС. По собственным данным компании, за первое полугодие количество клиентов «Манго Телеком» в Новосибирске увеличилось на 22%, а показатель ARPU (выручка с одного абонента) вырос на 3% за первое полугодие и составил 6800 рублей.

В «Сибирских Сетях» отмечают, что на рынке B2B в Новосибирске им удалось усилить свои позиции. «Если по итогам прошлого года наша доля в этом направлении составляла 7%, то сейчас мы оцениваем ее в 8%. За счет роста строительства B2B-сети и расширения зоны покрытия объем строительства B2B-объектов в 2016 году вырос в два раза по сравнению с 2015 годом. Активно развиваются направления B2O и B2G», — поясняет Сергей Вепренцев.

Комментарии «ТТК Западная Сибирь», «ЭР-Телеком Холдинга» и «Ростелекома» на момент сдачи материала получить не удалось.
 

К чему мы пришли и куда идти дальше
 

Как отмечают операторы связи, за истекшие полгода на рынке ничего кардинально не изменилось. По наблюдениям Дмитрия Мишина, большинство провайдеров продолжают предлагать в сегменте B2C акционные тарифы, а некоторые черпают вдохновение в предложениях, бывших актуальными пять-шесть лет назад. Тогда как современным провайдерам необходимо стремиться быть не просто «трубой для трафика», но и предоставлять дополнительные услуги. Общий тренд рынка — больше услуг от одного провайдера. «Просто Интернет рынку малоинтересен и воспринимается потребителем уже как базовая услуга наподобие электричества или горячей воды. Мы видим точку роста в том, чтобы предлагаемые услуги решали как можно больше задач абонентов, делали их жизнь удобнее», — поясняет Дмитрий Мишин.

В схожем направлении высказывается Сергей Вепренцев. По его оценкам, B2C-направление вплотную приблизилось к стадии насыщения, среднегодовые темпы роста рынка в будущих периодах за счет новой абонентской базы оцениваются в 1%. Это значит, что операторы будут фокусироваться на притоке новых абонентов за счет перехода от других операторов. Как следствие, это приведет к росту качества и ассортимента предоставляемых услуг. По его мнению, можно ожидать усиления маркетинговых инициатив.

Рынок платного телевидения также продолжит расти медленными темпами. По итогам 2015 года число абонентов платного телевидения Новосибирска составило 377 тысяч, рост относительно 2014 года — 3%. Объем рынка при этом, по данным «Сибирских Сетей», вырос на 6%, до 795 млн рублей. Появление первого и второго мультиплекса в цифровом формате вернуло операторов кабельного телевидения к конкуренции с эфирным телевидением. Часть потребителей (особенно малообеспеченные), по наблюдениям Сергея Вепренцева, возвращаются на антенны, так как набор телеканалов в данных мультиплексах закрывает их потребности. Отдельным драйвером роста рынка платного телевидения является IPTV (интерактивное телевидение). «Операторы предоставляют абонентам новые возможности, недоступные в «классическом» телевидении, — архив телепрограмм, интернет-каналы, просмотр фильмов и видеороликов, просмотр телеканалов на гаджетах — это формирует новый класс потребителей телевидения. Им уже недостаточно классического эфира», — рассказывает собеседник «КС».

Что касается B2B, то здесь перспективы открывает растущая потребность бизнеса в IT-технологиях как способе повышения эффективности бизнеса. Операторы будут развивать дополнительные сервисы, базирующиеся на дополнительных услугах вокруг основных «доступ в Интернет» и «телефония». Введение новых требований к Wi-Fi зонам доступа привело к возникновению новой услуги «Wi-Fi с авторизацией», которая популярна среди заведений в сфере услуг. Также сейчас рынок предлагает огромное количество IT-решений, оператор связи может стать для клиента тем экспертом, кто поможет выбрать и внедрить решение. «В каких-то проектах операторы начинают заходить в нишу системных интеграторов», — констатирует коммерческий директор «Сибирских Сетей».

В свою очередь в «Новотелекоме» выделяют в B2B две тенденции — консолидацию услуг связи у одного оператора и развитие «облачных» решений. «Оба этих тренда, с одной стороны, позволяют компаниям-потребителям сокращать бюджеты, а с другой — являются точками роста для операторов связи. Например, если у компании несколько офисов или разные виды услуг от разных провайдеров, и она ищет решение, как сократить расходы, то лучшим из всех будет объединить все услуги у одного поставщика», — поясняет Дмитрий Мишин и подчеркивает, что очень важным становится клиентский сервис, так как, получая услуги в «одном окне», хочется, чтобы он был удобным, а запросы оперативно решались профессионалами. Постоянная работа над улучшением уровня сервиса и качеством услуг, по его мнению, может служить залогом успешного развития. «Что касается второго тренда, то «облачные» решения позволяют серьезно снизить расходы, а также получить более гибкий инструмент, который обслуживается профессионалами и постоянно развивается за счет провайдера», — резюмирует Дмитрий Мишин.

Популярность «облачных» решений констатирует и Владимир Лобченко. По его наблюдениям, благодаря кризису «клауд-решения», раньше востребованные в основном средним и малым бизнесом, теперь стали пользоваться спросом и со стороны крупных компаний. «Если большой аппаратно-программный комплекс внедряется от нескольких месяцев до года и обходится в серьезную сумму, то с помощью «облачных» сервисов компании могут сэкономить и воспользоваться всеми возможностями виртуальных АТС или колл-центра прямо сейчас», — поясняет Владимир Лобченко. По его словам, крупные предприятия пробуют применить «облачное» решение к анализу потока звонков, в работе клиентского отдела, для оценки эффективности стоимости привлечения. Такой мини-аудит призван находить «узкие» места и вносить изменения, которые дают быстрый результат. Кроме того, кризис заставил бизнес задуматься об оптимизации расходов и времени сотрудников.

«Для решения бизнес-задач клиенты организуют вокруг себя экосистему из различных сервисов и приложений, возможно, разных провайдеров. Поэтому будущее за теми компаниями, которые будут выпускать продукты, легко встраиваемые или уже интегрированные с другими бизнес-сервисами», — отмечает Владимир Лобченко.
 

К чему приведет «яровизация» связи
 

И все же, пожалуй, главным событием полугодия для телекома в России — да и не только для него — стал принятый «пакет Яровой», оценки последствий от которого варьируются от плохих до катастрофических, а количество пугающих предсказаний в стиле «все подорожает на порядок» и «все провайдеры закроются» уступают разве что памятной «проблеме 2000 года». Операторы, естественно, не приветствуют столь «своевременно» принятый закон, но паниковать не спешат и другим не советуют. «В перспективе закон чреват убытками, так как инвестиции в построение необходимой для его исполнения системы многократно превышают традиционный объем вложений компании, — высказывается Дмитрий Мишин. — Но мы уверены, что правительство не может не внести дополнения к этому закону в части хранения данных, поскольку закон прямо и недвусмысленно ничего не требует конкретно, оставляя всю конкретику на постановление правительства, и если верить СМИ, подписан перечень поручений правительству как раз на данную тему. По большому счету, в работе компании ничего не изменится до тех пор, пока не будут приняты изменения и дополнения, которые приведут закон хоть в какое-то соответствие с нашей реальностью». Другие операторы также надеются на благоразумие властей. «Операторы неоднократно предупреждали всех о рисках, которые несет законопроект в текущем виде. Мы рассчитываем на конструктивный диалог с правительством как с государственным органом, ответственным за реализацию проекта», — поддерживает эту точку зрения территориальный управляющий Новосибирского кластера компании «ВымпелКом» Вячеслав Касымов.

«В настоящий момент мы видим, что предлагаемый закон имеет много белых пятен, — комментирует Сергей Вепренцев и делает расчет того, сколько придется вложить оператору для его исполнения. — Однозначно можно сказать, что требования по хранению данных операторами информации о фактах соединений — один год, содержание переговоров, включая видео — до шести месяцев. Размер хранилищ данных сейчас однозначно определить нельзя, но уже понятно, что их объем будет достаточно большим. Например, по предварительной оценке, нам в одном Новосибирске потребуется 18 тыс. жестких дисков по 4 Тб каждый. При средней стоимости диска в 10 тыс. рублей затраты могут составить порядка 180 млн рублей».

Более высокую оценку инвестиций приводит Владимир Скурихин: «По предварительным данным, мы оцениваем затраты на реализацию положений этого закона в размере 200 млрд рублей. Это в два раза больше нашей чистой прибыли по итогам 2015 года и в три раза больше наших инфраструктурных вложений. Для отрасли в целом затраты могут составить несколько триллионов рублей. Это означает, что в течение нескольких лет вся отрасль связи не сможет платить налог на прибыль, так как все инвестиции должны быть направлены на строительство системы хранения данных разговоров и интернет-трафика. Если каким-то образом закон не будет скорректирован, для его реализации придется произвести колоссальные вложения в дата-центры, что может привести к увеличению стоимости услуг для абонентов в 2–3 раза. По нашим подсчетам, на один крупный город необходимо строительство отдельного дата-центра мощностью 1,5–2 мегаватта, способного одномоментно хранить несколько петабайт информации. В 2009 году «МегаФон» запустил такой дата-центр в Новосибирске — на тот момент его стоимость составила 1 млрд рублей. С текущим курсом валют затраты могут быть еще больше».

Как будут реагировать операторы? «Если операторы понесут затраты такого уровня, то они не смогут развивать сеть для абонентов: строить базовые станции, расширять сети фиксированной связи, что, с учетом высоких темпов роста трафика, может привести к деградации качества головой связи, перебоях в доставке смс или невозможности выйти в интернет», – считает директор филиала МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук. По мнению Владимира Скурихина, если затраты на создание дата-центров будут возложены на них, операторам придется искать на это средства за счет роста стоимости услуг, причем рост может быть двукратным. Дмитрий Мишин в свою очередь считает такой рост неприемлемым, поскольку это за пределами понимания абонентов и не приведет ни к чему, кроме массовых отказов от услуг. Поэтому, по его мнению, рост цен не превысит 20–25%.


Вернуться

©2006-2018 «Сибирь.ПРО»
sibirpro@sfo.rsnet.ru
Все контакты