Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

«Авиация для Эвенкии – особое слово»: о первом полете на современном самолете до Туры

Номинации / 28 июля 2021 в 8:25
Номинация, категория: Экономика, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Саросек Мария
Опубликовано: 18.02.21

Жизнь в Эвенкии без авиаперевозок представить невозможно. И если зимой до отдаленных поселений можно добраться по зимникам, то в остальное время самолеты и вертолеты – единственные «спасители», а в Красноярск и вовсе можно попасть только воздушным путем. Поэтому первый рейс на современном авиалайнере АТР-72 до поселка Тура стал действительно новой вехой в истории северной авиации. Корреспондент «НИА-Красноярск» лично побывал на борту воздушного судна и оценил новые условия полета для пассажиров.

Первый рейс на новом лайнере – событие не рядовое, потому даже регистрация первых пассажиров проходит празднично. Путь к стойке регистрации украшен воздушными шарами, а огромный белый мишка, неизменный символ севера, привлек внимание не только летящих в Эвенкию, но и всех посетителей аэропорта – из желающих сделать памятное фото выстроилась очередь.

Пассажиров рейса до Туры встречают с небольшими, но приятными презентами – мандаринами и защитной маской от авиакомпании «КрасАвиа». Именно эта компания закупила два современных аэробуса АТР-72, каждый из которых стоил более 600 млн рублей. Современные самолеты родом из Европы, их производит франко-итальянский концерн. Раньше желающих попасть в Эвенкию перевозили Ан-24 и Ан-26, которые были менее комфортными и вместительными. Сейчас, когда запрос на полеты в Туру существенно вырос, не замечать этот факт стало просто невозможно.

«Пассажиры явно почувствуют разницу между приспособленными когда-то под пассажирские перевозки военно-транспортным самолетом, созданным более 50 лет назад, и современным судном. Поддерживать старые самолеты становится все сложнее, ведь 2-3 месяца в году каждый из этих самолетов должен простаивать на работах, которые позволят продлить срок его летной «жизни». Для самолетов АТР такие работы придется выполнять раз в 4-5 лет», — рассказывает гендиректор «КрасАвиа» Андрей Егоров.

АТР-72 рассчитан на 72 пассажира, да и грузоподъемность у него превосходит возможности старых самолетов. Поэтому норма бесплатного провоза багажа для пассажиров на авиалайнере составляет 30 кг вместо стандартных 20-ти. Также в число удобств добавились возможность предварительной регистрации на рейс и бронирование перевозки багажа сверх нормы. На первом рейсе также стартовала новая услуга для пассажиров – заказ дополнительного питания. Блинчики, сэндвичи и горячие блюда можно приобрести перед полетом, выбрав на сайте авиакомпании. А благодаря экономичности АТР при расходе топлива, роста цен на билеты не будет – они так и останутся на уровне 2017 года.

Перед посадкой в авиалайнер глава «КрасАвиа» вручил памятный подарок первому человеку, купившему билет на рейс до Туры — настольный календарь и подарочное издание «Крылья Эвенкии», рассказывающее об истории авиации в этом районе. По признанию Анатолия Блажко, презент стал для него неожиданность, а от полета на новом самолете он ожидает большего комфорта. В Туру мужчина летит не первый раз, этот северный поселок – его малая Родина, там живут его родители и другие родственники. «Раньше летали на АН, условия не такие удобные, но привыкли. Тесновато было, все-таки старенькие самолеты. Сейчас посмотрим, как будет на новом, нужно сравнить», — делится Анатолий.

Проводить пассажиров приехал министра транспорта Красноярского края Константин Димитров, а вместе с Андреем Егоровым на борт поднялся депутат Законодательного Собрания Валерий Фарукшин – народный избранник отправился на север для встреч с руководством Эвенкийского района и с населением.
Погода в день рейса стояла ветреная, вовсю валил снег. Так как сейчас зима, да и лететь предстояло на север, перед полетом АТР-72 обработали противобледенительной жидкостью светло-розового цвета. К слову, «незамерзайка» для самолетов не бесцветная не просто так – эта жидкость дорогостоящая, и чтобы специалист не тратил ее зря, ему нужно видеть, какие части судна уже обработаны.

Для тех, кто привык летать на самолетах побольше и с реактивными двигателями – в их числе и корреспондент «НИА-Красноярск» — первые минуты взлета оказались волнительными. АТР-72 немного потряхивало, чувствовалось, что самолет борется со стихией. Но с каждым набранным километром за бортом и в салоне становилось всё спокойнее. А когда авиалайнер окончательно набрал высоту, и табло «Пристегните ремни» погасло, бортпроводницы предложили пассажирам бокалы шампанского, чтобы поднять их в честь первого рейса в Туру в новых, комфортных условиях.

После приземления пассажиров у трапа встречала солистка народного ансамбля песни и танца «Осиктакан» и хранительница языка Елена Эспек, приветствуя прилетевших на эвенкийском языке. В это же время, немного поодаль, участники ансамбля исполняли народный танец «Ёхорьё». Поэтому спустившиеся с трапа пассажиры не спешили в здание аэропорта, останавливаясь и любуясь танцем, многие снимали действо на камеру. Но все же задерживаться на взлетной полосе аэропорта «Горный» надолго никто не хотел – мороз под -30 градусов давал о себе знать.

В самом здании местной воздушной гавани пассажиров, которые, наоборот, отправлялись из Туры в Красноярск, также ждала небольшая торжественная программа, которую открыли солистки «Осиктакана» песней на языке своего народа.
Не обделили вниманием и пассажира, первым купившего билет до краевой столицы – Алексею Каменнову также подарили настольный календарь и книгу об истории авиации Эвенкии. Но Алексей – не единственный, кому достался поларок. Андрей Егоров презентовал аэропорту Туры, к слову, здание которого отремонтировали этим летом, внушительного размера фотографию АТР-72 в стеклянной раме. Главе Эвенкийского района Андрей Черкасов гендиректор «КрасАвиа» вручил картину с изображением вертолета – намек на обновление вертолетного парка новыми МИ-8 МТВ, которые также будут летать в эвенкийские поселки.

«Трудно оценить значимость этого рейса для местных жителей. Авиация для Эвенкии – особое слово, — отмечает Андрей Черкасов. — Эвенкийский район в Красноярском крае остается единственной территорией, в которой регулярные пассажирские перевозки, как на внутренних маршрутах, так и на внешних, осуществляются исключительно авиацией. В Эвенкии нет железной дороги и круглогодичных дорог, нет морских и речных путей. Я искреннее желаю эвенкийцам, первым пассажирам этого рейса, счастливого полета! В добрый путь!».

И обратный путь до Красноярска действительно был «добрым» — спокойный полет, оберегаемый опытными пилотами и доброжелательными бортпроводницами.