Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

«Самолет должен летать, а не стоять на перроне»: краевая авиакомпания внедряет бережливое производство

Номинации / 28 июля 2021 в 8:22
Номинация, категория: Экономика, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Саросек Мария
Опубликовано: 05.03.21

Министр экономики и регионального развития края Егор Васильев и министр транспорта Константин Димитров посетили аэропорт «Черемшанка», где глава авиакомпании «КрасАвиа» Андрей Егоров провел для них экскурсию и рассказал о первых успехах по оптимизации производства.

Нацпроект «Производительность труда» реализуется в Красноярском крае с 2019 года. В рамках проекта запланировано оказать адресную поддержку 107 предприятиям, а ключевая цель – рост производительности труда на предприятиях до 30 % к 2024 году. На сегодняшний день участниками национального проекта являются 56 предприятий края.

АО «КрасАвиа» вступила в него в сентябре прошлого года. Шесть месяцев под управлением экспертов Федерального центра компетенций проходило обучение сотрудников предприятия и внедрение инструментов бережливого производства при обслуживании самолетов Ан-24 и Ан-26, которые были выбраны «КрасАвиа» в качестве первого направления для оптимизации.

Во время экскурсии гендиректор «КрасАвиа» показал гостям склады инструментов и запчастей, инструментальную УПП, оперативную комнату, стенд информационного центра. После вся делегация направилась на стоянку самолетов, где в этот момент специалисты занимались обслуживанием Ан-24. Именно авиатехники первыми ощутили на себе изменения в производстве.

Александр Усов, который трудится в «КрасАвиа» не первый десяток лет, отметил, что с сентября, когда авиакомпания вошла в нацпроект, техническое обслуживание самолета ускорилось: «Раньше много времени тратилось, так как приходилось часто ходить за инструментами и маслами, ведь много в руках не унесешь за раз, а теперь все под боком, в технической аптечке».

Гендиректор авиакомпании Андрей Егоров рассказал об алгоритме внедрения бережливого производства в регламент техобслуживания Ан-24 и Ан-26: сначала предприятие проанализировало свою деятельность и выявило слабые места, а потом начало искать решения, чтобы устранить их. «В итоге мы на сегодня более компактно размещаемся на территории аэродрома, мы навели порядок на складах, у нас есть компьютерный каталог запчастей и их раскладки по полкам», — перечисляет глава «КрасАвива» произошедшие изменения. По словам Егорова, главная ставка в бережливом производстве делается на людей, на изменение их отношения к своему труду.

Кроме того, сейчас работники участка подготовки производства заранее собирают комплект для выполнения техобслуживания и доставляют его на место стоянки воздушного судна. Только за счет этой меры процесс сократился на 40 минут. Также раньше в цикле выполнения техобслуживании присутствовали противопотоки, так как авиатехники возвращались в одну и ту же точку по несколько раз. Сегодня определена оптимальная последовательность выполнения операций, что привело к снижению затрачиваемого времени с 1001 до 764 минут. В авиакомпании проанализировали складские остатки и выяснили, что нет четкого понимания количества материалов по группам. Чтобы решить эту проблему, предприятие закупило оборудование, инструменты и материалы. За счет адресного хранения снизилось время поиска нужных запчастей и инструментов, а период оборачиваемости запасов сократился с 63 до 20 дней.

«Мы тратили 7 часов только на поиск инструментов, ожидание оператора, лишние переходы за инструментами. Также за счет оптимизации и правильного построения рабочего цикла техобслуживания мы пришли к этому: вместо прежних 13 километров оператор проходит всего 1 километр. Раньше техобслуживание занимало две смены, в нем были задействованы 5 человек. Сейчас мы делаем тот же самый объем с помощью 3-х человек. Двое освободившихся специалистов в это время смогут работать на других воздушных судах», — рассказывает руководитель проекта Федерального центра компетенций в сфере производительности труда Александр Сутурин.

В беседе с журналистами после экскурсии министр экономики и регионального развития Егор Васильев отметил, что «КрасАвиа» — первая авиакомпания в России, которая вошла в нацпроект. «В ней достаточно много потенциала для увеличения производительности. Те эффекты, которые дают усовершенствованные технологические процессы, выражаются не только в удобстве для людей, но и в прибыли. И если производительность труда до проекта выражалась в 5,1 млн рублей на человека, то сейчас более 6 млн рублей, а будет еще больше. Дальше проект будет масштабироваться на другие производственные участки в течение двух с половиной лет. В итоге мы получаем и надежность, и современные услуги, и более устойчивую конкурентоспособную компанию», — заявил Васильев.

Также в числе ключевых достижений после вхождения авиакомпании в нацпроект «Производительность труда» — возможность увеличения оборота воздушных судов и выполнение не только социальных, но и коммерческих рейсов за счет ускоренного техобслуживания. На это обратил внимание и министр транспорта Константин Димитров.

«Правительство края помогает «КрасАвиа», выделяет средства, и мы хотим, чтобы эти средства тратились объективно. Бережливое производство именно в процессе технического обслуживания очень важно настроить путем быстрого проведения техосмотра, тогда появится возможность увеличить количество рейсов, в которых есть потребность, так мы увеличим мощности без приобретения дополнительных самолетов. Самолет должен летать, а не стоять на перроне, иначе это прямые убытки. Предприятие должно оказывать не только социальные услуги, но и быть экономически эффективным, а одна из главных задач — развивать авиасообщение края с другими регионами», — пояснил он.

После завершения процесса оптимизации, полученные знания и инструменты бережливого производства планируется внедрить и на других участках авиакомпании «КрасАвиа».