Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Судьбы моей простое полотно

Номинации / 29 июня 2021 в 1:12
Номинация, категория: Экономика, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Радикевич Людмила
Опубликовано: 17.06.21

Лучше всего у ООО «Абаканский трикотаж» раскупают детские трусики и маечки, мужские «семейники», футболки. Есть люди, которые годами одеваются в магазинах этого предприятия. Всё домашнее, мягкое, удобное, а главное, хлопковое — аллергики другого не носят. Пошивочный цех работает ударно, семь своих торговых точек постоянно просят товара, со сбытом у «Абаканского трикотажа» проблем нет.

Ставка на патриотизм

И это удивительно. Потому что такие производства в Абакане можно по пальцам пересчитать. Это раньше, до 1990-х годов, Хакасия могла гордиться своей лёгкой промышленностью: швейная, трикотажная фабрики, камвольно-суконный комбинат, фабрика первичной обработки шерсти, завод «Искож». А теперь Россия одевается в вещи китайского производства, конкуренции с ними отечественные предприятия не выдержали. Вопреки тенденции «Абаканский трикотаж» уже семь лет успешно развивается. Как предприятию это удаётся?

— Мы патриотизмом берём. Есть азарт: товар должен быть только местный. Поэтому и назвались «Абаканский трикотаж». Люди приходят в наши магазины и говорят: «У вас качество, как на фабрике». Все помнят ещё трикотажную фабрику. К нам особые требования, обязательно просматриваем, чтобы все швы были ровные, — говорит учредитель ООО «Абаканский трикотаж» Анна Фетисова.

Начинала она в 2009 году с торговли, но только товарами местного производителя.

— Швейники в Абакане не хотели развиваться. Работали в определённых рамках, не придумывали новых моделей. А людям надоедает одно и то же. Мы с мужем решили открыть швейное производство, хотя ничего в нём не понимали. Семь лет назад одно предприятие закрылось, мы продали машину и приобрели у него оборудование. Взяли помещение, закупили ткани. Спасибо, опытная швея, которая перешла к нам с закрывшегося предприятия, очень помогла — и коллектив подобрать, и начать шить. Было у нас маленькое помещение на семь машинок. Потом расширились, сюда переехали, — рассказывает Анна Николаевна.

Сейчас в цехе и магазинах ООО работает около 20 человек. Предприятие нашло свою нишу.

— Не хотим выставлять высокую цену, но и слишком низкую не можем. Выбираем средний ценовой сегмент и работаем на домашнем и спортивном ассортименте: туники, сарафаны, халаты, ночные сорочки, плавки, футболки, трико, трусы — для взрослых и детей, — перечисляет директор «Абаканского трикотажа». — Одеваем всех — от ясельников до бабушек.

Качество изделий зависит от полотна. Нужное производят в Турции и Узбекистане. Но напрямую на зарубежные фабрики Анна Фетисова выйти не может: они торгуют только большими объёмами. Поэтому приходится приобретать у посредников в Москве и Новосибирске. Директор занимается практически всем, в том числе и кроит, шьёт, когда людей не хватает:

— Швей просто так не найдёшь. Вот Людмила Топоева у нас с самого начала, она ещё работала на трикотажной фабрике. Мы даём объявления, берём даже без опыта работы. Если есть стремление шить, человек научится, станет мастером. У нас производство, скорость, зарплата сдельная. У швей — максимум 43 тысячи рублей, — рассказывает Анна Николаевна.
Предприятие планирует расширять ассортимент, но сдерживает дефицит кадров — конструкторов, дизайнеров трудно найти. Время от времени запускают пробные партии товара.

— Смотрим, слушаем, что говорит покупатель. Я сама работаю иногда в магазине, узнаю, что людям нравится, а что нет, — говорит Анна Фетисова. — У нас особый покупатель.

Экономика должна быть экономной

Бизнесвумен швейного производства по образованию экономист, законы успешного предпринимательства проходила.

— Многие хотят заработать здесь и сейчас. А мы решили: надо продавать подешевле, побольше и быстро, чтобы нарастить оборот. Прибыль есть, но мы на стадии развития, поэтому большую часть денег вкладываем в производство.

За семь лет нарастили оборот с семи до 20 миллионов рублей. Чтобы уменьшить издержки, экономили на всём. Объединили склад с производством. В надстройке только приходящие юрист и бухгалтер. Всем остальным занимается сама директор. И муж помогает, на нём развозка товара, мелкий ремонт в цехе, автономное отопление и многое другое.

— На электричество у нас уходит в месяц больше 20 тысяч рублей. Это при том, что все лампы энергосберегающие, машины работают на энергосберегающих моторах. Всё, что можно было, поменяли на эффективное оборудование. Деньги за эту работу в первый же год окупились, — рассказывает экономист, учредитель, директор, собственник ООО.

Дружить с правительством полезно

Не было бы счастья, да несчастье помогло. В прошлом году в пандемию коронавируса министерство экономики Хакасии предложило «Абаканскому трикотажу» шить маски. Благодаря этому предприятие смогло увеличить обороты и расширить штат.

— Когда шили маски, трикотажные, разноцветные, практически ночевали в цехе, рук не хватало, — вспоминает Анна Николаевна. — Я магазины закрыла на месяц, девчонкам отпуск дала. Нам правительство Хакасии поставило задачу — обеспечить масками торговые сети «Командор», «Ролби». Каждый день отгружали товар. Организации приезжали, заказывали маски. Они тогда очень востребованы были.

В прошлом году «Абаканскому трикотажу» выделили две субсидии по 193 тысячи рублей, на которые в цех закупили новые швейные машины.

— Заключили договор на сертификацию, республиканский центр «Мой бизнес» оплатил, мы получили сертификаты. Нас приглашают на встречи с колледжами, помогают решать кадровую проблему. Мы берём и девочек без опыта, научим. Коллектив у нас дружный, — рассказывает Анна Фетисова. — Будем выходить в интернет, на WildBerries, сайт сейчас в разработке. Правительство помогает и в этом.

Анна Николаевна считает, что налоги и отчисления в фонды — пенсионный, соцстраха — великоваты, это отток денег из производства:

— Имущественный налог был самый большой. Но нам как производственникам его должны отменить. Работаем по упрощённой системе налогообложения, доходы минус расходы. Примерно полтора процента выходит.

Всё начинается с семьи

ООО «Абаканский трикотаж» можно считать семейным бизнесом. Кроме мужа Анне Николаевне помогают мать и свекровь — бабушки растят детей. Сыну четыре года. А 12-летняя дочь уже приложила руку к семейному делу: поработала в цехе, сшила 300 масок, копит деньги на телефон. И даже прабабушка Анны Николаевны имеет отношение к семейному делу.

— Семью раскулачили, они переехали из Магнитогорска в Сибирь, в Абазу. В войну прабабушка работала. А после войны нет, но денег у неё всегда было достаточно. Ягоду соберёт — продаст, шерсти с собаки начешет, шалей навяжет — продаст. От неё, наверное, у меня предпринимательская жилка, — улыбается Анна Николаевна.

Отдыхает предпринимательская семья на даче, на заграницу не заработала: прибыль маленькая, и та в обороте.

— Говорят, на бизнес работаешь десять лет, потом бизнес работает на тебя. Нам только семь. Через три года куда-нибудь поедем, — надеется Анна Фетисова. — Мы привыкли всё делать сами. Ни от кого особо помощи не ждём.