Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Работа для смелых и ответственных

Номинации / 08 июня 2022 в 6:47
Номинация, категория: Горный ПРОфиль, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Кутергина Елена
Опубликовано: 27.08.21

Угольная компания «Разрез Майрыхский» холдинга КО- УЛСТАР входит в число ведущих предприятий угольной отрасли Сибири и пока занимается добычей чёрного золота на территории Алтайского района. Майрыхский разрез разрабатывает часть богатейшего Бейского каменноугольного месторождения, подготавливая площадку для угледобычи и в Бейском районе. Однако уже сейчас там работают около сотни наших земляков. Об одном из них наш следующий рассказ.

Ценный уголь, добытый горняками Майрыхского, поставляется в основном за рубеж. Запасы каменного угля здесь велики, объёмы добычи большие, штат сотрудников за несколько лет увеличился в разы. Применяются новые технологии в сферах добычи и переработки угля, создан внушительный парк горнотранспортной техники. Водители
работают на современных машинах, комфортных и удобных в управлении. Это касается и БелАЗов — самых больших самосвалов, задействованных в производственном процессе.

В канун профессионального праздника — Дня шахтёра — я встретилась с одним из водителей БелАЗа — Василием Кизяковским.

— Водителем большой автомашины я мечтал стать с раннего детства. Примером для меня был отец, который всю свою трудовую жизнь проработал водителем: сначала в Сельхозтехнике, затем в пожарной части, откуда и ушёл на заслуженный отдых. Когда я был маленьким, отец старался к дому на грузовике не подъезжать. Если я увижу — всё, меня от машины не оттащить, приклеюсь и поеду с отцом. В более взрослом возрасте окончательно утвердился в своём выборе профессии. Родители мой выбор одобрили и поддержали. Отец приучал к технике, давал порулить, учил управлять транспортном. После окончания школы я окончил Бейское ПУ №15, затем Шушенский сельскохозяйственный колледж.

— Как же началась Ваша профессиональная деятельность в качестве водителя?

— Сначала водителем я работал в Росгосстрахе, затем перешёл на работу в Управление социальной поддержки населения. В этих организациях работал водителем легковых автомобилей, а вот управлять БелАЗом начал в 2016 году на Восточно-Бейском разрезе (единственный действующий разрез в Бейском районе, входит в группу СУЭК — прим.
ред.). С 2019 года и по настоящее время работаю водителем БелАЗа на разрезе Майрыхский, — рассказывает Василий.

Майрыхский добывает уголь открытым способом. Внутри карьера, словно букашки, едут грузовики, везущие уголь. Экскаватор ковшом грузит уголь в БелАЗы, которые отвозят его в штабеля.

Путь от экскаватора до отвала — около четырёх километров, за смену водитель делает около 20 рейсов. На производстве задействованы самосвалы грузоподъемностью от 55 до 220 тонн.

Размер 130-тонника впечатляет: почти 6 метров в ширину и 10 метров в длину, с виду больше напоминает не машину,
а двухэтажный дом. Если поставить рядом с колесом человека, то он едва дотянется до центра окружности. Вот такой махиной управляет Василий Кизяковский.

— Работаем мы посменно, по 12 часов. На одной машине — четыре человека, сменяем друг друга по очереди. Как строится рабочий день? В начале смены получаю путевой лист — задание на смену. Дальше — медосмотр, это обязательная процедура. Измерение давления, проверка алкотестером. Давление проверять необходимо, всё-таки техника тяжёлая. Представьте: 130 тонн груза, сама машина весит ещё 112 тонн… Производство серьёзное, контроль тоже, — говорит мой собеседник.

Чтобы устроиться водителем карьерного самосвала, нужно иметь специальные права категории АIII «Внедорожное автотранспортное средство, разрешённая максимальная масса которых превышает 3,5 тысячи килограммов». Сначала на предприятии новички садятся на БелАЗы поменьше — грузоподъёмностью 55 тонн, потом, если водитель изъявляет желание и руководитель ему доверяет, можно повысить класс до 130-, а потом и до 220-тонника. Перед сменой машины проводится стажировка — новичок ездит с наставником.

— Новичку первым делом надо привыкнуть к габаритам автомобиля. Но и для опытного водителя работа непростая, —
считает Василий Сергеевич. — Надо всегда быть начеку, важны такие качества, как внимательность и осмотрительность. Водить такую махину по дорогам карьера — это не на «Жигулях» по асфальту ездить.

Водитель БелАЗа объясняет: только непосвящённым кажется, что БелАЗы в разрезе движутся в хаотичном порядке. Да, у каждого водителя свой путевой лист и личное задание. Но все они работают в крепкой связке. Объединяют их начальник смены и диспетчер, которые следят за передвижением каждой машины с монитора своего компьютера. Диспетчер видит все простои: где приостановил работу экскаватор, кто отправился на заправку. Благодаря этому он может чётко наладить логистику и в режиме онлайн перенаправить БелАЗ в нужном направлении. Связь поддерживается с помощью роботомера, который встроен в каждую машину.

— В такой связке работать удобнее: диспетчер помогает уменьшить время простоя, отвезти больше вскрыши, выполнить план и, соответственно, увеличить мой заработок, — объясняет водитель.

Василий Сергеевич, как и нынешняя молодёжь, начинал работать с «маленьких» машин, грузоподъемностью 55 тонн.

— Время идёт, и всё меняется. Я вижу, что предприятие растёт, дороги улучшаются, объёмы увеличиваются — поэтому и появляются самосвалы с большей грузоподъёмностью. Новые машины — современные, удобные. Сейчас в кабине есть кондиционер, обзорность увеличена, управление полегче, сама конструкция автомобиля изменилась, — описывает мой собеседник.

— Я бы не сказал, что БелАЗ неповоротливый, он очень даже «уклюжий», мягкий, манёвренный. Пересаживаясь на последнюю модель, страха не испытывал. Когда знаешь, что главное — это внимательность и осмотрительность,
соблюдаешь все правила и скоростной режим, то действуешь чётко, и работа идёт как по маслу. Считаю, что главное — желание: если хочешь научиться управлять такой машиной, то всё получится. А у меня такое желание сразу было, — делится Василий Сергеевич.

Мой собеседник в разговоре несколько раз подчеркнул: главное качество для водителя БелАЗа — внимательность. При работе надо учитывать и погодные условия, и правила дорожного движения, а ещё — смотреть за всем, что происходит в карьере, так что надо крутить головой. При этом он отмечает: отношение к технике тоже должно быть особенным. Четыре человека, работающие на одном самосвале, — команда. Каждый следит за БелАЗом, его техсостоянием, порядком на рабочем месте.

— Пыль внутри протираешь, чтобы в кабине всегда было чисто. Всё под рукой должно быть. Появилась свободная минутка — выйдешь из кабины, осмотришь машину. Два-три раза за смену обязательно осмотр провожу. Перед сдачей БелАЗа передаю коллеге информацию: что успел сделать, на что времени не хватило. Люблю я её, — улыбаясь, признаётся Василий.

— Но не бывает же всегда всё хорошо — какие-то трудности в работе Вы всё-таки испытываете? Что особенно тяжело в Вашей профессии?

— Основная трудность в том, что приходится работать в ночное время, т.е. добыча угля — это непрерывный процесс, поэтому здесь предусмотрены ночные смены. Вот в это время работать сложно, особенно в зимний период. Но в карьере я как рыба в воде. К тому же условия на Майрыхском хорошие: достойная стабильная зарплата, полное соблюдение Трудового кодекса, приятные бонусы, слаженный работоспособный коллектив — всё это, конечно же, компенсирует те трудности в работе, с которыми приходится сталкиваться.

Заканчивая нашу беседу, я осознала, что задерживаются на такой работе люди, которым не чужды глобальные ценности. Они будто бы из книг советской эпохи, где царит дух романтизма, а для героев важны общая цель и большие достижения. Слова Василия Сергеевича тому подтверждение:

— Мне важна причастность к большому делу. Я понимаю: если сегодня мы не вывезли породу, то завтра — не добыли уголь. Приятно быть частью чего-то масштабного и нужного