Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Когда профессия сама выбирает тебя

Номинация, категория: Наука и образование, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Шуба Галина
Опубликовано: 17.08.18

Без учительского сердца доброго
Не был мир бы удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя первого учителя.
С. Викулов

Странная штука – жизнь…. Человек живет в селе, учится, строит планы на будущее. Уезжает из деревни, чтобы получить образование и остаться навсегда в городе, как это делают сегодня многие молодые люди. Однако судьба порой вносит свои коррективы, она не отпускает человека в далекие края, а возвращает на свою малую родину. Потому что именно здесь его ждет счастье – любимый человек и работа, которая тоже становится любимой.

С учителем математики Новоалександровской средней школы Мариной Николаевной Волобуевой мы встретились в начале августа на пришкольном участке. Как известно, лето – трудовая четверть. Ребятишки поливали цветочные клумбы, пропалывали и убирали сорняки, сгребали скошенную траву…. Стараниями детей и взрослых территория, прилегающая к школе, выглядела аккуратно и ухоженно.

Яркие пятна цветов радовали глаз. Среди детей я увидела молодую учительницу, которая увлеченно работала вместе с ними. Светловолосая молодая женщина в джинсах и спортивной курточке шагнула мне навстречу. Немного поснимав на камеру ее и ребятишек, я предложила Марине Николаевне побеседовать где-то в уединенном месте.

Вместо бумажного засилья хотелось бы больше времени посвящать детям

Дети продолжили трудиться, а мы отправились в здание школы. Там вовсю шел ремонт, ведь не за горами начало учебного года. Расположились в одном из классов. Меня интересовало, почему Марина Николаевна избрала профессию учителя и вернулась в свое село.

— Если говорить откровенно, то я вообще не планировала стать учителем, вернее твердо знала, что эта профессия точно не для меня, — улыбается молодой педагог. – Причина проста. Моя мама – учительница, и ее все время не было дома, она постоянно находилась в школе, занималась чужими детьми. Мне не хватало ее внимания и я, наверное, не хотела себе и своим будущим детям такой судьбы. Но, как говорится, – человек предполагает, а….

Марина Волобуева рассказала, что в Новоалександровку они с родителями переехали в 2001 году из села Таловка Змеиногорского района Алтайского края. Здесь жили ее бабушка с дедушкой. Марина стала учиться в 9-м классе Новоалександровской школы. С тех пор Новоалександровка стала для нее родной.

— После окончания школы я поступила в Рубцовский институт (филиал) АлтГУ на специальность «Менеджмент» и окончила его с красным дипломом. Собиралась остаться в Рубцовске и работать по специальности. Но реалии таковы, что без опыта работы после окончания вуза устроиться куда-то по специальности практически невозможно и мне пришлось вернуться в родное село, — поясняет Марина Николаевна.

– Здесь как раз освобождалось место в почтовом отделении и меня приняли. Там я проработала несколько лет. Вышла замуж за местного парня, и муж не захотел никуда отсюда уезжать. Кстати, теперь я его в этом поддерживаю.

Так получилось, что в школе в то время не оказалось учителя математики и директор Галина Борисовна Павленко пригласила меня вести данный предмет с условием, что я поступлю в педвуз на эту специальность. В тот же год я поступила в Алтайский государственный педагогический университет на заочное отделение.

Три года назад успешно его окончила. Помимо экономического имею теперь И высшее педагогическое образование. В 2017 году на базе Рубцовского института (филиала) АлтГУ прошла профпереподготовку по программе «Менеджмент в образовании» и также получила диплом.

В школе коллеги приняли меня хорошо, поддерживали, помогали добрыми советами, особенно вначале, поскольку я пришла сюда без педагогического опыта. Дополнительно я сразу занялась самообразованием в этой сфере – искала дополнительную информацию в интернете и изучала специальную литературу.

Марина Волобуева рассказывает, что ведет математику у детей с 5-го по 11-й класс, трудится в школе уже шесть лет. Ей нравится работать с ребятами, они с детьми понимают друг друга.

— Работа педагога непростая, потому что дети разные, у каждого свой характер и к каждому нужно найти индивидуальный подход. И потом математика – наука сложная, не всем она дается с первого раза, с некоторыми ребятишками нужно заниматься дополнительно.

Конечно, это приходится делать, но не в том объеме, как хотелось бы, поскольку у учителя много бумажной работы, отчетности, которая отнимает массу времени. И от этой работы, к сожалению, никуда не деться. Также в учебный процесс хочется привнести что-то новое, интересное. Поэтому приходится искать какие-то новые пути, необычные задания, чтобы заинтересовать, увлечь детей предметом, а это тоже требует времени.

— Программа по математике для школьников сегодня стала сложнее? – интересуюсь у Марины Николаевны.

— Считаю, что да. Я не могу сказать, какая программа была в разбивке по часам и темам в то время, когда я училась в школе. Мы в свое время как-то все схватывали быстрее, усваивали легче.

Сейчас мне кажется, что на изучение некоторых тем можно было бы отвести больше часов, потому что они сложноваты для понимания детей…. А на них дается всего 1-2 урока.

— Как дети работают на уроках, когда изучаете новую тему? Задают вопросы, если что-то непонятно? – спрашиваю учительницу.

— Я уже отмечала, что дети все разные. Кто-то по ходу урока задает вопросы, уточняет непонятные моменты, а кто-то просто отсидится в это время, хотя ему что-то неясно. И только по самостоятельным или контрольным работам видишь, что ребенок что-то недопонял.

Приходится после уроков встречаться и пытаться объяснить ему еще раз. Есть дети, которым трудно дается математика, а есть сильные ребятишки. Кстати, два года подряд мои ученицы занимали первые места в районной научно-практической конференции «Интеллектуал», а так же становились лауреатами научно-практической конференции «Эврика» Рубцовского городского округа.

Молодой педагог рассуждает о том, что ее задача — не просто учить детей, чтобы они знали и понимали математические науки, но и воспитывать их. Ей очень хочется, чтобы ее ученики шли в жизнь с теми качествами, которые не нанесут вред окружающим – людям, миру и им самим. Самое лучшее воспитание, по ее мнению, — это личный пример. Поэтому учителю нужно быть примером для ребят.

Главные качества, которые она ценит в людях – уважение и доброта. Сама по натуре добрый человек, она не приемлет агрессию в любом ее проявлении.

Вспоминая свои школьные годы и сравнивая их с сегодняшним днем, Марина Николаевна отмечает большую разницу в поведении детей, в их общении в коллективе.

— Когда мы учились в школе, у нас был дружный класс, мы все вместе общались между собой. Сейчас посмотришь на детей – в любую свободную минуту они все сидят, уткнувшись в смартфоны. Даже в классе. Конечно, смартфон – это хорошо, но все-таки смартфон – это еще и зло. Дети становятся агрессивными. Наверное, потому, что большую часть времени они проводят в интернете. Конечно, не все, но многие.

В деревне нет городской суеты, всё тихо и спокойно

Замужем Марина Волобуева за своим одноклассником, с которым вместе учились в 9-м классе, кстати, и в одном вузе – тоже. Даже на одной кафедре, только он выбрал другую специальность.

Поженились молодые в 2011 году. У них хороший благоустроенный дом, правда, с печным отоплением. Поэтому приходится заготавливать на зиму уголь, дрова. Зато зимой, когда топится печка, потрескивают дрова, горит живой огонь – дома тепло и уютно. Ребята любят свое село, поэтому никуда уезжать отсюда не собираются. Хозяйства они не держат, есть только огород. Ну как же в селе без собственных овощей…

— Не было ли желания уехать в большой город? Сейчас многие едут в мегаполисы – в Новосибирск, Москву, Питер, — допытываюсь у молодой женщины.

— Изначально была мысль, что в селе тяжело – нет работы, зарплаты маленькие. Мечталось о чем-то лучшем…. Но ведь лучшее не обязательно в крупном городе.

Я бывала в крупных городах и мне там не понравилось. Суетно. Высокий ритм жизни. Подстроиться сельскому жителю к городу, тем более к большому, войти, как говорится, в его колею, чтобы потом все время куда-то бежать – тяжело.

Здесь у нас как-то все спокойно, тихо и неторопливо. Да и в финансовом плане в селе жить дешевле, чем в городе. А в город мы прекрасно можем ездить, когда нам нужно – он всего в 20 минутах езды на автомобиле. И в магазины, в кафе, кинотеатр…

Марина Николаевна говорит, что как и все педагоги она получает по коммунальным платежам ежемесячную компенсацию в размере фиксированной суммы 1900 руб., а те, кто приходит в школу сразу после окончания образовательного учреждения, получают еще и подъемные.

Так что есть смысл будущим молодым учителям задуматься о том, чтобы, отучившись, идти работать в сельские школы. Во многих школах Рубцовского района работают учителя пенсионного возраста, потому потребность в молодых кадрах очень высока и есть прекрасные возможности трудоустройства.

В летнее время во время отпуска семья Волобуевых старается куда-нибудь выбраться на отдых. Они любят животных, потому по возможности посещают зоопарки. Были в Алма-Ате, в Новосибирске.

А еще любят отдыхать на природе. Путешествуют по краю – на озеро Белое, Колыванское, в другие интересные места. В их будущих планах – побывать в Горном Алтае и красивейшем городе России — Санкт-Петербурге.