Связь «Ростелекома» со СМИ теснее, чем может показаться на первый взгляд
«Сибирь ПРО» – это отличная площадка для позитивного взаимодействия органов власти и бизнеса с журналистам
Мы открыты и всегда готовы к взаимодействию с коллегами из средств массовой информации
«Сибцем» вносит свой вклад в социально-экономическое развитие территорий присутствия
Считаем конкурс важным для региона, поскольку он показывает, какие темы значимы сегодня в Сибирском федеральном округе
За каждой работой стоит творческий труд автора, который заслуживает положительной оценки
По ленте конкурсных работ можно смело писать новейшую историю Сибири
Победители «Сибирь.ПРО» раскрывают нашу Сибирь в таких красках, что сердце радуется
Желаю, чтобы конкурс и впредь соответствовал своему неофициальному названию «Сибирский Оскар для журналистов
Цемент, конечно, известен в каждом дворе — присутствует и в кладке, и в растворе для оштукатуривания, используется для бетонирования. А вы знаете, как производят «хлеб строительства»? Автору этих строк посчастливилось поучаствовать в пресс-туре по объектам Новосибирской области и Алтайского края и побывать на цементном заводе в г. Искитиме.
Продукция АО «Искитимцемент» (запомните это название — только так должен быть указан производитель на бумажных мешках, которые вы покупаете в строительных магазинах) востребована во многих регионах, завод — одно из ведущих предприятий цементной отрасли Сибири. Его мощность составляет 2,1 млн тонн цемента в год. Несмотря на снижение показателей производства и продаж, связанное с общим падением спроса на цемент в России, завод планку держит, не отступает от программы инвестиционных мероприятий, своевременно и качественно проводит ремонты оборудования.
С места в карьер!
Наш визит на завод начался с небольшой пресс-конференции: Владимир Скакун, генеральный директор АО «Искитимцемент», и Дарья Мартынкина, директор по связям с общественностью АО «ХК «Сибцем» (является одним из акционеров АО «Искитимцемент»), рассказали о деятельности предприятия и ответили на наши многочисленные вопросы. Свой я задала человеку, знающему всё-всё о цементе, немного позже. Меня интересовало, как сохранить неизрасходованный цемент до следующего строительного сезона. «Главное — берегите мешок от влаги, — посоветовал Владимир Петрович. — Хорошенько упакуйте в целлофан и храните в сухом месте до следующего лета, ничего с ним не случится».
Далее автобус с журналистами отправился на Чернореченское месторождение, где добывают известняк и глинистый сланец — сырье для производства цемента. Карьер с известняком впечатлил. Вот уж поистине неисчерпаемы недра матушки-земли! Отсюда выбраны миллионы тонн камня — площадь карьера огромная, а если смотреть от дёрна, глубина его — 110 м, и разведано ещё на 56 метров — известняк есть! Карьер — не огромная бесформенная яма, по-за стенами ярусами укатана дорога, по ней большегрузы вывозят сырьё. В карьере как раз было пусто — готовились к взрыву горной массы. Невдалеке еще один — с глинистым сланцем.
Производство — взгляд изнутри
Первый цех на «Искитимцементе» — сырьевой. Сырьевая мельница (горизонтальная длинная труба диаметром метра два с лишком) сразу 140 тонн известняка и глинистого сланца превращает в сметанообразную массу с помощью воды и мелющих тел, железных круглых «ядрышек» весом от 50 г до 5 кг — их мы видели рядом с мельницей в вагонетках. Производительность одной сырьевой мельницы — 70 т в час, здесь таких агрегатов шесть. Полученная в результате измельчения масса называется шламом. Начальник цеха Виталий Майоров рассказал, что на подразделении лежит большая ответственность: от того, сколько, чего и как добавят, зависит качество шлама, а затем и готовой продукции. Насосы подают шлам в накопитель — шламбассейн, это огромная чаша, где поблёскивает-качается серая масса, внешне похожая на цементный раствор, но до цемента ещё далековато.
Следующий этап производства — цех обжига. Четыре печи, функционирующие круглосуточно, производят клинкер. Шлам поступает в печь и, проходя по ней, высушивается, превращаясь в комочки-камешки. Это и есть клинкер. Печь обжига представляет собой горизонтальную толстостенную металлическую трубу диаметром 5 м и длиной 170 м, производительность каждого агрегата — 1000 тонн. Печь вращающаяся, внутри обложена специальным огнеупорным кирпичом, дверца — дверь из толстостенного металла обложена кирпичом в 40 см и всё равно раскалена докрасна — температура внутри достигает 1400 градусов. Печь отапливается газом, управляют ею из пультовой, где множество датчиков светятся зелёными, красными, жёлтыми огоньками.
Рабочий ковшом на длинной-длинной ручке вынимает для нас из дверцы- отверстия немного клинкера. Огненные, ярко-красные «угольки» завораживающе сверкают-переливаются, но скоро прямо на глазах начинают чернеть. Впрочем, остывать до 100 градусов в зоне охлаждения им предстоит еще целые сутки. Клинкер — это не только полуфабрикат для производства цемента, но и готовый продукт, его используют в дорожном и жилищном строительстве — при облицовке зданий, например.
Качество на выходе
После охлаждения клинкер забирает цех помола. Здесь, в зависимости от вида цемента, который хотят получить (всего на заводе производят 4 вида), добавляется определённое количество гипсового камня, доменного шлака и других материалов. Машинист в пультовой нажимает нужную кнопку, дозатор соединяет клинкер с компонентами в необходимых пропорциях, и шаровая мельница снова крутится.
В этом цехе получают конечный продукт — высококачественный цемент с маркой АО «Искитимцемент». Но дать определение «высококачественный» может только лаборатория. Она в отдельном здании, на двух этажах проверяют качество — и сырья, привозимого из карьеров, и закупаемых добавок, и шлама, и клинкера, и готового цемента как по химическому составу, так и по механическим характеристикам. Лаборанты — инженеры с высшим образованием, готовят их не в каждом техническом вузе. В кабинетах на столах десятки колб, пробирок, мензурок, есть экспресс-приборы и аппараты для полного анализа.
И вот мы у цеха погрузки — на последнем этапе технологической цепочки. Наблюдаем, как парень в респираторе принимает мешки с транспортёрной ленты и укладывает (точнее, направляет их «полёт») в ровные ряды в кузове БелАЗа. Вообще стройматериал отгружают железнодорожным и автомобильным транспортом, летом ещё и баржами по воде. На предприятии можно купить не только навальный цемент, но и тарированный — в однотонных мягких контейнерах, в бумажных мешках по 25 или 50 кг.
На заводе трудятся представители разных специальностей: водители, крановщики, стропальщики, слесари, сварщики, электрики, бульдозеристы, машинисты мельниц, вращающихся печей и котельных установок, шламовщики, футеровщики… Много профессий, сотни людей.
География поставок широка, наш Алтайский край среди 22 регионов, использующих продукцию АО «Искитимцемент».
P.S. В заголовок вынесена строка гимна завода.