Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Доктор, а почему у вас такие большие уши и хвост?

Номинация, категория: ПРОба пера, Материал печатного/интернет-СМИ
Автор: Кравченко Алина
Опубликовано: 23.06.21

Илья ложится на ретривера Уму. Собака дышит, светловолосая голова мальчика поднимается с каждым вздохом. Сорок минут назад Илья медленными шагами, опираясь на руку специалиста в жёлтой футболке, вошёл в зал, сел в начале ряда и стал вызываться на упражнения одним из первых. «Апорт» — споткнувшись об «р» гремит команда, «апорт» — требовательней и чётче повторяет Илья. Ума приносит мяч, Илья смеётся. Пара чёрных глаз с белой морды смотрят ровно перед собой вглубь таких же больших глаз Ильи. Когда мальчик управляет зверем ростом с него, голос не дрожит, когда прохаживаются по цепочкам преград, Илья торопится и не так заметно прихрамывает, наступает на пяточку, как просит мама. От игр ребёнок и собака устали и лежат на ковре. Они играли не в дрессировщика и не войнушку, где Илья был главным. Играли в доктора: Илья — пациент, а Ума его лечила. Это называется канистерапия — метод реабилитации с обученными собаками по разработанным для каждого вида нарушений упражнениям.

С 2016 года в кемеровской службе «Лечебной педагогики» на регулярной основе в комплексном подходе проводят занятия канистерапией, родители особенных детей назвали проект «Доктор пёс». Общаясь с животными дети расслабляются, учатся говорить, ходить. Канистерапию редко назначают из-за незнания или неверия в то, что игра может стать лечением. За шесть лет у проекта «Доктор пёс» больше 500 благополучателей, диплом финалиста и полуфиналиста конкурса «Добровольцы России», программа акселерации ассоциации волонтёрских центров и копилка историй с положительной динамикой.

Терапия любви

Середина вереницы подъездов, дверь в квартиру на первом этаже с вывеской «Служба лечебной педагогики». В коридоре встречает Елена Дронова, руководитель, будущий аттестованный канистерапевт и психолог проекта «Доктор пёс», слышится детский смех, разговоры взрослых, шарканье по полу лап собак. Елена проводит в небольшую светлую комнату. Вдоль противоположной ко входу стены склад инвентаря: кубики, цветные фигуры разного размера, набитые коробки. Вторым рядом расставлены стулья. С места комната кажется ещё меньше, будто четыре на три метра. По стене со стороны двери рисунок яркими красками: зелёная трава, голубое небо, дерево с бабочками, и подпись «Мир один для всех».

— Основная задача канистерапии — выйти с ребёнком на контакт. — объясняет канистерапевт. — Ребята, которые имеют особенности развития, как правило, нуждаются в социализации и воспринимают узкого специалиста, занимающегося корректировкой поведения, как человека, который хочет порвать их внутренние желания, заставить заниматься. У собаки нет оценки, она любит всех и не ждёт от тебя сверхрезультата. В этом решении общей задачи: сначала собака цепляет ребёнка, потом подключается человек [канистерапевт и психолог]. Задача ставится после диагностики с психологом. Прежде чем вывести ребёнка на терапию, устраиваем консультацию — мини-занятие с собакой, чтобы выявить моменты, которые могут сказаться негативно: страх, какие-то особенности вербальной коммуникации, тактильных ощущений. На консультации определяем предрасположенность ребёнка к включению в групповые занятия.

Например, индивидуальная цель — избавить ребёнка от страха. Не путать с фобией: это прямое противопоказание к занятиям, а со страхом мы работаем. Другая задача, если ребёнок в силу особенностей не разговаривал, только буквы и слоги, но не было фразы. На третьем занятии он чётко сказал несколько команд и сам от этого был в шоке. На эмоциональном подъёме от контакта [с собакой] ребёнок начинает выполнять те задачи, которые ставит специалист.

На ненаправленной канистерапии прорабатывается социализация и общение с животным, направленная решает конкретную задачу в индивидуальных или групповых занятиях. Нужно понимать, что канистерапия — это не панацея. Статьи «Голубые глаза хаски лечат», «Ребёнок после первого занятия встал и пошёл» — неправда. В комплексном подходе канистерапия может дать яркий положительный эффект, На эмоциональном подъеме ребенок может сделать то, что не мог, потому что не верил в себя, была внутренняя преграда. Канистерапия — это связь, ниточка между ребёнком, его внутренним миром и миром внешним, специалистами. Родителям объясняю: «Не ждите вау-эффекта без подключения к канистерапии других специалистов: психолога, логопеда, дефектолога». Для детей это мотивация: «Сейчас ты позанимаешься хорошо с психологом, а потом пойдём к собачкам». На занятиях «с собачками» мы продолжаем работу по индивидуальным программам и закрепляем, усиливаем полученные навыки и знания.

— Для кого подходят занятия канистерапией?

— Мы работаем с детьми и подростками с ОВЗ. Канистерапия применяется для работы в группах с людьми с онкологическими заболеваниями, в домах престарелых, за рубежом практикуют занятия с потерпевшими от землетрясений и других бедствий, потерявших близких. Активно применяется практика в работе с подростками из детского дома. Людям в хосписах при тяжёлых заболеваниях собаки помогают принять диагноз. Есть практика работы собаки-терапевтов в учреждениях с наркозависимыми. Собака-терапевт — это средство реабилитации, инструмент, и она может быть пригодна во многих направлениях, где человеку нужна помощь, связанная с его внутренним состоянием, переживаниями, его болезнью. Всё упирается в загруженность собак и количество специалистов — нас на всех не хватает, в этом большая проблема. В России мало квалифицированных специалистов по канистерапии и собак, которые могут в этой области работать.

— Кто назначает занятия с собачками?

— У нас, например, занимается девочка по направлению от эпилептолога, ей прописали занятия канистерапией, и они дают положительную динамику. В основном канистерапию назначают неврологи. В европейской части России её уже приняли как средство реабилитации, абилитации, социализации, в регионах пока сложнее.

— На государственном уровне поддерживается воспитание или содержание собак-терапевтов?

— Собака, которая занимается канистерапией, не признана на государственном уровне: не вносится ни в какие реестры, дотации на неё не выплачиваются, не помогают ни готовить собаку-терапевта, ни содержать. Одно занятие обходится немало: ветеринарный контроль, кормление, груминг, сопровождение и дорога — если своя машина, то хорошо, иначе такси. На канистерапии не заработать, если не делать из этого бизнес. В основном в канистерапии альтруисты и волонтёры — те, кто горят этим делом. У каждого нашего специалиста есть ещё работа, потому что канистерапия не кормит. Я не могу брать деньги с родителей особого ребёнка. Сейчас нас поддержал Фонд президентских грантов, есть ресурс делать больше занятий, проводить обучение. Если бы канистерапевта и собаку-терапевта поддерживали на таком же уровне, как собак-поводырей, то я уверена, что многие семьи с трудными детьми захотели бы себе такого друга. От канистерапии есть реальные улучшения, но не каждый может себе позволить завести и обучить, содержать собаку-терапевта.

— Как готовят собак и канистерапевтов к занятиям?

— К работе допускаются только аттестованные собаки. Есть ГОСТ, который всё раскладывает по полочкам. Собака должна сдать тестовые задания. Прежде чем проводить тестирование мы общаемся в владельцем собаки, узнаём, совпадаем ли мы по ценностям. Тестирование определяет специализацию животного: это средства реабилитации или собака-помощник. Это как магистр и бакалавр: зависит от того, как собака сдала тестирование и сколько задач умеет выполнять. Основное различие собаки-терапевта в том, что у неё выше квалификация и шире список выполняемых упражнений по программе, а значит больше возможностей для построения занятий. Тестирование состоит из пятнадцати заданий обязательных и дополнительных, всё записываем на видео, каждое проявление, реакция собаки анализируется. Ежегодно собаки проходят переаттестацию. В конце февраля аттестовали пятую собаку, это самоед Спартак. И прежде чем он выйдет на занятия один, Спартак будет работать в паре с опытной собакой, стажироваться.
Собака сама по себе не работает, нужна связка: собака и специалист, а то и два. Канистерапевт — человек, который имеет определённые знания в области кинологии и профильное образование, связанное с педагогикой, психологией или медициной. Специалист должен получить свидетельство о том, что он имеет право заниматься канистерапией. У нас в команде вместе со специалистом по канистерапии работает психолог. Хозяин собаки, который не имеет аттестации по канистерапии, называется проводником или вожатым, с его собакой работает сразу два специалиста.

— Как воспитать собаку-терапевта?

— Если вы хотите заниматься канистерапией, то собаку нужно выбирать из определённой группы.. Но бывают и исключения: у нас работает боксёр Мира, она совсем не из восьмой группы [к восьмой группе относятся ретриверы, спаниели, водяные собаки, в канистерапии большинство собак из этой группы и группы собак-компаньонов], но она настоящая собака-терапевт, она внутренне так устроена. Бывают и дворняжки с устойчивой психикой, но важно знать генетику и предрасположенность в поведении.

Воспитание и научение должны носить не силовой характер: избиения, рывки не приемлемы. У нас собаки очень разбалованы, в положительном значении слова, потому что их воспитали любовью, и теперь они эту любовь отдают.
Приводит мама ребёнка на занятие, ждёт в холле, мы разговариваем, она в стрессе и переживаниях начинает плакать, собака подходит и головой подбрасывает её руку, потому что понимает, что человеку плохо и так говорит: «Гладь меня и успокаивайся». Этого при любых тренировках и дрессировке в собаку не заложить. У собак-терапевтов огромная любовь к людям. Они при выполнении заданий смотрят не на хозяина, а на человека, с которым общаются. Если человеку эмоционально плохо, собака-терапевт это чувствует, будто рентгенит, подходит, прижимается, не навязывая своё общение. Суперактивное поведение: лаять, прыгать, таскать всё, что ни попадя — навязывание, и в канистерапии такое делать нельзя. Хоть у собаки нет зла, но неосторожное движение может напугать ребёнка.

— Какое главное правило канистерапевта?

— Любить детей невзирая на их особенности. На словах звучит просто, на деле не так. Для меня нет детей с ОВЗ. есть просто дети с дополнительными потребностями, но они всё равно дети. Если вы работаете в канистерапии, вы не имеете право выбирать себе пациентов «нравится» — «не нравится».

— Какая команда работает в проекте «Доктор пёс»?

— Канистерапевт-методист Ольга Коломоец может писать программы реабилитации. Два специалиста, я в том числе, повышают квалификацию до методиста. Зоопсихолог-канистерапевт, Юлия Печорина. У Ольги и Юлии по две собаки-терапевта, наученные ещё и на поиск людей — единственные аттестованные собаки-поисковики в Кемеровской области. В проекте я работаю как психолог, психолог с высокой квалификацией и опытом работы с клиническими случаями проводит диагностики, есть дефектолог. В команде ещё пятнадцать волонтёров, которые помогают организовать инклюзивное пространство.

С ребятами работают два голден-ретривера Ума и Лаки, боксёр Мира, шоколадный лабрадор Ника и самоед Спартак в паре с Умой.

С декабря по февраль этого года у нас позанимались 35 ребят. Свыше 500 благополучателей прошло через проект за его шесть лет.

— Как родителям записать ребёнка к вам на занятие?

— К нам в проект записаться можно по контактному телефону: 89134329434. Проходите диагностику с нашим психологом, на основании заключений психолога составляется диагностическая карта, она попадает ко мне, и если нет противопоказаний — в первую очередь, аллергии — мы разрабатываем индивидуальную программу и пробуем.

Давай гладиться и лечиться

В зал входят пять детей разного возраста, две мамы, ещё два специалиста — Юлия и Ольга, последними просачиваются докторы Ума и Ника. Кремово-золотистый ретривер Ума пушистая, уши волнами спадают к мордочке. Шоколадный лабрадор Ника с невидимыми на коричневой мордочке коричневыми бровями, отчего кажется, что она всегда добрая и не умеет злиться, коричневые глаза обведены розовым. Нике четыре года, два года она занимается канистерапией. Уме девять и пять лет из этого она в канистерапии.

— Обратите внимание, — подсказывает Елена Дронова, — сейчас работает две абсолютно разные собаки: и по цвету, и по тактильным ощущениям, и упражнения с ними можно делать разные.

Привет, хвост!

— Давайте будем здороваться! — предлагает Елена, обводя взглядом усевшихся детей и родителей.

— Готовы здороваться? — спрашивает Ольга Коломоец, не упуская из рук ошейник ретривера Умы. — Первой Ума бежит здороваться. — Ольга проходит вместе с собакой к стульям с детьми. Ума поворачивается спиной и подаёт хвост.

— Смотри, какой хвост! Ты с таким ещё не здоровалась! — говорит Елена, чуть склонившись над спиной шоколадного лабрадора Ники, протягивая хвост смущённой девочке Саше.

— Сначала поиграем? — шёпотом переговаривается Ольга с коллегами.

У Умкы и Ники опоясывающие сумки с карманами вдоль спины. Собаки по очереди подходят к ребятам, те запускают руку в карман, достают резиновые мячик или косточку: «Апорт!». Собака бросается за игрушкой и возвращается к ребёнку с ней в пасти. После каждого запуска — детский звонкий смех. Мяч попадает Уме по носу. Не смутившись собака ждёт следующего броска.

Шёпотом раздалось: «Походим теперь?». Елена, Ольга, Юлия переглянулись.

— Ника, рядом! — Илья спокойным уверенным голосом требовательно говорит команду и робея берётся за поводок. Илья неуверенно идет , но проходит полукруг с собакой. Мама с места подсказывает, что надо на пяточку наступать. Илья отчётливо повторяет Нике «рядом». Елена хвалит мальчика маме: «Он старается, работает и делает все правильно — молодец».

— Рядом, Ума, — объясняет команду Саше Юлия. — рядом, Ума. — застенчиво повторяет волшебные слова за специалистом девочка и уводит собаку за собой по кругу.

Позитивное подкрепление

У ребят в руках разноцветные силиконовые лопатки. Елена выкладывает на них сметану.

— Всё, они уже все там. — говорит, кивая на замерших в ожидании собак, Юлия. Ума и Ника не сводят глаз с Елены, улавливают тихую команду и подходят к детям с лопаткой в вытянутой руке. Без команды взять лакомство нельзя, собаки втягивают воздух с кислым запахом сметаны и ждут.

— Корми, — подсказывает Елена. Илья разгибает руку в локте и подставляет лопатку к самом носу Умы. В два приёма собака слизывает лакомство. На следующем круге сметану кладут в ладошку или капают на предплечье, собака утыкается носом в руку и слизывает сметанку, будто целует.

Елена вытирает ребятам руки и объявляет новое задание: «барьер». Дети держатся за поводок и вместе с собакой перешагивают розовую и голубую преграды. Илья чётко отдаёт команду «барьер», Ника переставляет большие лохматые лапы, Илья так же широко шагает, рядом страхует Елене, поддерживая преграду ногой, чтобы если ребёнок запнётся, то не перелетит через барьер.

Трёхлетний Серёжа не говорит, объяснила мама. Мальчик тянется к поводку и уверенно шагает за собакой к преграде. «Барьер» — хором подсказывают Серёже команду специалисты, мальчик увлечён Никой и не отрывает глаз от лоснистый шоколадной спины, как заворожённый перешагивает преграды почти не глядя на них, проходит круг и подводит собаку к маме знакомить с другом.

Ребята с поводком в руках проходят через препятствия и называют цвета: три фиолетовых круга с пупырышками, платформа-лесенка, мягкий голубой куб, по которому не проваливаясь проходит только маленький Серёжа, красный полумяч, цепочка из жёлтых следочков. Дети ступают на препятствие пошатываясь, собака сидит в центре круга и не движется, поводок натягивается и помогает ребёнку балансировать. За это после каждой проходки Уму и Нику награждают сыром.

Волшебные слова

— Встань напротив собаки, — подсказывает Ольга, — покажи вот так рукой и скажи: «сидеть».

— Сидеть! — повторяет Федя, и Ума садиться.

— Командовать будем? — предлагает Юлия Даше, которая не стала выполнять несколько упражнений и в начале занятия отнекивалась от собаки с фразой: «боюсь».

— Помнишь, как показать «сидеть»? — спрашивает Елена Дашу, показывая команду, и Ника садится. — Собакой можно управлять, оказывается. Дай лапу — говорит канистерапевт, и Ника слушается.

— Апорт! — Даша вспоминает и кричит команду с начала занятия, но собака будто чувствует, что что-то не то, и не двигается с места.

Наряд для доктора

— Ушки, ушки, ушки! — Ольга поднимает уши Умы, отчего её мордочка с большими, будто светящимися от слёз, чёрными глазами кажется ещё трогательнее. — Носик, носик, носик. — подсовывает палец ребёнка к мокрому пятачку.

— А у Ники мокрее! — вторит Юлия.

— Прищепки на Умку, а на Нику резиночки есть. — переговаривают Ольга, Елена и Юлия вполголоса.

— Бери розовую резиночку и надевай на левую переднюю лапу. — даёт вводную Елена.

— А теперь иди Уму наряди: что у нас Ника нарядная, а Ума нет! — с убедительной серьёзностью говорит Феде Юлия .

— Даша, белую прищепку на спинку. Где у собачки спинка? — спрашивает Елена, протягивая девочке коробку. Даша тихо повторяет, что боится, но зажимает в руке белую пластмассовую игрушку, склоняется над Умой и резким движением цепляет прищепку за шерсть на боку. — А теперь возьми деревянную. — Даша подбирает нужную, но хмурится.

— Некрасиво! — говорит Даша, оценивая образ Умы.

— Выбери так, чтобы было красиво, куда прикрепишь? — Даша цепляет прищепку к уху собаки и довольной отходит.

Отдохнуть после работы

На середине комнаты разложен ковёр, ребята обступают собак, вооружившись расческами и рукавичками с колючками, чешут и гладят Уму и Нику. Илья ложится на Уму. Собака дышит, светловолосая голова мальчика поднимается с каждым вздохом.

— Даже по расположению на ковре можно понять, что цели у всех сегодня на занятии свои. Кажется, что все в куче, но каждый занят делом. — объясняет Елена, подсаживаясь ко мне вполоборота и посматривая на ковёр. — Общая цель: социализация, учиться ждать, работать в команде, снятие общего эмоционального психологического напряжения, развитие речевых и коммуникативных навыков. Со стороны выглядит как весёлая возня, однако за каждым делом стоит своя задача.

Ольга достаёт стетоскоп, показывает, как слушать сердце.

— Прикладывай, но не дави, — подсказывает волонтёр Валерия Волкова, — а то собачке больно будет. — Валерия студентка Кузбасского педагогического колледжа по направлению коррекционная педагогика в начальном образовании. Канистерапия связана с профессией Леры, и эти занятия помогут на практике, уверена волонтёр, только из-за учёбы не получается ходить на все терапии, сожалеет девушка. Волонтёры на занятии помогают ребёнку пройти препятствия, поддерживают разговор, чтобы ребёнок был направлен на ту деятельность, которая происходит сейчас.

— Здесь только живот бурчать может, — шутит Ольга и пододвигает детскую руку со стетоскопом вверх по шерсти, — а тут стучит?

— У каждого ребёнка должно наступить логическое завершение занятия, — комментирует Елена, — релакс на ковре, например. — Договаривает и уходит объявить конец занятия.

Их собачье дело

— Как собаки чувствуют себя после занятий? — спрашиваю специалистов в опустевшем зале, пока собаки укладываются возле нас. — Как это влияет на их организм, поведение?

Юлия: Если дети тяжёлые, ещё больше устают. Было занятие, когда мальчик все тридцать минут визжал, а собака тем временем занималась с другими детьми. После у неё расстроился кишечник. Это реакция организма на стресс. Кто-то перхотью может покрыться, чесаться. Когда ведёшь занятие, нужно следить за этим и менять упражнения. Сначала ходили, теперь давайте покормим — и у собаки снимается негатив: «О, я ещё тут побуду, меня тут кормят».

— Собаки-терапевты воспринимают занятия канистерапией как свою работу?

Елена: Для собаки это работа, и она должна нравится. Зоозащитники пишут: «Вы издеваетесь над собаками: дети на них лежат, надевают прищепки, щиплют их!». А им реально нравится. Они знают, куда идут, и при всей своей воспитанности ломятся в зал. У них выработаны ритуалы: «Ага, хозяйка режет вкусняшки, меня сегодня моют, берут ошейник, значит я поеду к детям». И они этого ждут. Летом мы не работаем, надолго процесс не прерываем, но хотя бы месяц отдыхаем. И собаки переживают, что что-то не то. Но эта работа — большая нагрузка для животного, поэтому мы строим график: три-четыре занятия в неделю на одну собаку не больше сорока минут. Затягивать смысла нет, потому что дети тоже эмоционально и физически устают.

Юлия: Большинство собак не любят большое скопление людей. А Мира [собака-терапевт породы боксёр] у меня прям прётся: дайте меня погладить, щупайте меня. Если не её гладят, она подойдёт и отодвинет.

Ольга: Мои собаки тоже не любят большого скопления людей, им нравится, что их гладят и кормят. Но собака от этого всё равно устаёт и получает стресс. Из-за выработанного подкрепления игрой собаки снова хотят сюда попасть. Занятия [канистерапией], поисковые работы — всё основано на игре, потому что если собаке не интересно, ничего не получится.

Канистерапии во всей России обучают только в Алтайском техникуме кинологии и предпринимательства в рамках специальности «кинология». Канистерапевты и собаки проходят специальную подготовку в Сибирской ассоциации поддержки канистерапии в Барнауле, с недавних пор команда проекта «Доктор пёс» получила право проводить экзамены и аттестацию собак самостоятельно.