Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Ответственная работа: дежурный по переезду

Номинация, категория: ПРОфессия железнодорожник, Автор печатного/электронного/интернет-СМИ
Автор: Кривякина Наталья Николаевна
Опубликовано: 18.06.20

Кто из нас не видел этих людей в ярких жилетах и с желтым свернутым флажком, которые встречают и провожают поезда с веранды небольшой будочки у самой железной дороги. Кто не спрашивал себя: а что они показывают? Зачем вообще они там стоят и день, и ночь? На что они могут повлиять? Чтобы ответить на все эти вопросы я на один час стала дежурной по переезду 55-ый километр. Это тот, что находится на въезде в Искитим рядом с остановочной платформой «Бердский совхоз».

11 июня Западно-Сибирская железная дорога присоединилась к проведению Международного дня привлечения внимания к безопасности на железнодорожных переездах. В этот день прошла акция для журналистов «Дежурный по переезду – испытано на себе!». От такого предложения сотрудников РЖД отказаться было просто невозможно.

У каждого человека с той или иной профессией связаны свои стереотипы. Почему-то в роли дежурного по переезду мне представлялся мужчина предпенсионного возраста, а то и еще старше. Каково же было мое удивление, когда в качестве моего наставника мне была представлена симпатичная 24-летняя девушка, студентка университета Валентина Пичугина. Через год она станет уже дипломированным инженером по строительству железнодорожных путей, а пока осваивает азы профессии. Валентина — жительница Искитимского района, а к месту работы добирается на личном автомобиле.

На железную дорогу Валентина попала, можно сказать, случайно — родители посоветовали железнодорожный техникум, благо, средний балл аттестата был довольно высоким. После окончания пошла работать на «железку», а вместе с тем поступила в СГУПС. Признается, что поначалу было очень сложно, иногда даже жалела, что связала жизнь именно с этой профессиональной сферой. Но со временем не просто привыкла — приняла жизнь в ритме перестука колес, почувствовала свою важность и всю ответственность, которая на нее возложена.

А она, то есть эта самая ответственность, лежащая на хрупких плечах дежурной по переезду, огромна. Валентина не просто встречает и провожает поезда, она обеспечивает безопасность переезда.

Казалось бы, зачем здесь нужен человек, ведь есть же автоматика. Сигнал светофора дает знать водителю, что приближается поезд, одновременно поднимаются плиты защиты. Но нужно знать менталитет наших водителей — находятся лихачи, которые то и дело норовят проскочить на красный. Есть и другая категория автолюбителей — «чайники», которые только осваивают навыки езды. Они так осторожничают, что могут просто застрять на рельсах. Такие вот моменты — испытание для дежурного по переезду.

— Самое главное — всегда находиться на рабочем месте и внимательно наблюдать за дорогой, — проводит инструктаж Валентина, выдавая спецодежду — ярко-желтый жилет с надписью «Пресса» на спине. — Поезд может пройти в любое время. За сутки в среднем в двух направлениях следуют больше 80 составов! Если на рельсах вдруг застрял автомобиль, необходимо в первую же секунду сорвать пломбу с кнопки «Препятствие» и нажать ее. Затем нужно сообщить дежурному по станции, что на переезде 55-ый км авария, а уже потом машинисту поезда: «Внимание! Авария на переезде 55-ый километр». Важно остановить проезд до устранения препятствия.

Валентина именно на этом переезде работает уже полтора года (общий стаж на «железке» — пять лет), за это время таких случаев, когда ее вмешательство останавливало поезда, было немало. И они — самая ответственная часть ее должностных обязанностей.

— Нарушение правил дорожного движения при пересечении железнодорожных путей может повлечь тяжелые последствия, — рассказал главный инженер Инской дистанции пути по текущему содержанию Максим Михайлов. — Представьте только, в каждом поезде, к примеру, в электричке, могут ехать в среднем от 400 до 600 человек. При резком торможении часть из них, возможно, пострадает в той или иной степени. Поэтому мы и проводим акции, чтобы разъяснить водителям, насколько важно соблюдать установленные правила.

Максим Владимирович уже 20 лет работает на железной дороге, а потому примеров может привести немало. Говорит, на Инской дистанции 24 переезда, 11 из них на главном ходу и только два — не охраняемых, таких, где установлены только светофоры. Именно там чаще всего и происходят аварии. Последняя была в Бердске, когда «Тойота» пыталась проскользнуть перед электричкой. К счастью, тогда никто не пострадал. А ведь могло быть и иначе…

Рабочий день дежурного по переезду начинается в восемь утра и продолжается 12 часов. В восемь вечера приходит сменщик. Практически все это время необходимо находиться на своем посту у щитков с датчиками и автоматами управления. При приближении поезда обязательно просигналить машинисту свернутым желтым флажком, что значит: движению поезда ничто не мешает, следуйте с установленной скоростью. А еще — помахать рукой, приветствуя машиниста, даже если он незнаком, мол, все в порядке, я на посту.

За время дежурства нужно следить не только за движением на переезде, но и за порядком. А потому летом нужна метла, зимой — лопата. От снега очищается не только сам переезд, но и подходы к оборудованию. Обычно территорию делят поровну на четырех работающих здесь дежурных.

Помимо уборки нужно обходить рельсы по 50 метров полотна в обе стороны от переезда. Кстати, на большее расстояние дежурным уходить запрещается. Задача — проверить крепко ли затянуты болты. Для этого есть большущий разводной ключ, которым стучат по гайкам. Я почему-то думала, что тут все зависит от звука и как-то по его гулкости определяется исправность соединений. Оказалось, все проще — расшатанные гайки будут болтаться. В таком случае нужно их просто подтянуть.

Ночные дежурства всегда непростые. Переезд хорошо освещается, но от этого не легче, если вдруг какой пьяной компании захочется покуражиться. Стучат, благо вокруг «дежурки» крепкая металлическая решетка, кричат, требуют им открыть. Бывало, приходилось вызывать сотрудников полиции, чтобы утихомирить неадекватных горожан.

Моя смена в один час пришлась на дневное время, так что, пьяных дебоширов не было, а вот от шуточек водители при виде журналистов не могли воздержаться. К сожалению, от нарушений правил дорожного движения так же. Даже понимая, что на переезде слишком уж людно, нашелся лихач, проскочивший уже на красный, чудом не попав под шлагбаум. «В таких случаях сердце останавливается, — говорит Валентина. — Каждый такой случай — потенциальная аварийная ситуация. Поэтому прошу, соблюдайте правила проезда по железнодорожным переездам!»