Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Территории особого режима

Номинации / 10 августа 2021 в 1:39
Номинация, категория: Экономика, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Решетинская Маргарита
Опубликовано: 27.11.20

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) появились во всех регионах Сибири в 2016–2019 годы, чтобы решить проблемы моногородов: создать новые рабочие места, обеспечить приток инвестиций и наладить новые производства. Инвесторов привлекают налоговые льготы и предоставляемая государством инфраструктура. Минусом резиденты называют временный характер льгот. Сегодня большая часть проектов ТОСЭР в регионах, в том числе по созданию инфраструктуры, находится на стадии проектирования и строительства.

В конце 2014 года был принят федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который предполагал создание в Сибири и на Дальнем Востоке новых территорий, привлекательных для инвесторов. Эта привлекательность достигается за счет целого ряда льгот: сокращения налоговой нагрузки и пониженных тарифов страховых взносов, получения земли в аренду без проведения торгов, льготных займов и кредитов от 0% годовых, строительства инженерной и транспортной инфраструктуры за счет бюджетных средств, льготного лизинга, ограничения числа проверок, режима свободной таможенной зоны и др.

Создание ТОСЭР в первую очередь должно было решить проблему моногородов. «Для большинства из действующих моногородов, основанных при крупных предприятиях, серьезной проблемой является монопрофильность и в большинстве случаев — низкий уровень предпринимательской активности. Поэтому моногородам необходима диверсификация экономики и переход к многоукладности,— пояснили в Минэкономразвития Алтайского края.— Сформированные инструментом ТОСЭР преференции для бизнеса являются одним из факторов, способствующих появлению новых и модернизации действующих предприятий и, как следствие, уменьшению зависимости экономик таких моногородов от деятельности градообразующих предприятий». Предполагается, что новые производства обеспечат повышение занятости населения, уровня и качества его жизни, уменьшат миграционный отток жителей. Таким образом, сформируются новые «точки роста» экономики, способные оказать существенный мультипликативный эффект, добавили в ведомстве.

Кузбасс: промышленность и ремонт вагонов

Одним из первых сибирских городов, который получил статус территории опережающего социально-экономического развития, стала Юрга. Сегодня на территории Кемеровской области четыре ТОСЭР: помимо Юрги, они есть в Анжеро-Судженске, Новокузнецке и Прокопьевске. Общее число резидентов на территориях — 54 (34 в Новокузнецке, десять в Прокопьевске, шесть в Юрге и четыре в Анжеро-Судженске). Большая часть резидентов — субъекты малого и среднего бизнеса, которые реализуют проекты в сфере обрабатывающей промышленности: от сельского хозяйства и лесопереработки до производства деталей для горно-шахтного оборудования.

Один из самых крупных проектов — по увеличению объема плановых ремонтов вагонов до 2,5 тыс. единиц в месяц — реализует в Прокопьевске ООО «КВРП „Новотранс“» с декабря 2019 года. Общий объем инвестиций составляет 1,8 млрд руб., количество новых рабочих мест — 704, рассказали в департаменте инвестиционной политики Кузбасса. Еще один крупный проект — по ремонту и восстановлению агрегатов карьерной техники — реализуется в Новокузнецке ООО «ТФМ-сервис». Его стоимость составляет 391 млн руб., число новых рабочих мест — 122.

Всего на ТОСЭР Кузбасса реализуется 54 проекта с общим объемом инвестиций около 5 млрд руб., государственное финансирование не предусмотрено. На площадках будет создано более 3 тыс. новых рабочих мест. Как пояснили в департаменте инвестиционной политики Кузбасса, для включения в реестр резидентов ТОСЭР предприятие предоставляет бизнес-план инвестиционного проекта. Но поскольку это именно план, то фактическая его реализация может отклоняться как в меньшую, так и в большую сторону по объемным показателям и срокам. Исполнение заявленных планов контролируется департаментом и налоговыми органами, при значительных отклонениях резиденты должны откорректировать показатели реализации проектов и повторно представить их членам инвестсовета.

«Причины отклонения различны и связаны с рисками осуществления предпринимательской деятельности: нарушение сроков поставки оборудования или материалов, изменение условий привлечения средств, изменение цен»,— пояснили в ведомстве.

Новосибирская область: заводы и спецтехника

В моногородах Новосибирской области были созданы две территории опережающего развития — в поселках Линево (2018 год) и Горный (2019 год). В Линево на сегодняшний день восемь резидентов: «Эвалинк» (создание фабрики по производству цельноформованной обуви и деталей низа обуви из полимерных материалов), «АМИ» (производство металлических конструкций), «Сибтехфарм» (создание машиностроительного завода пищевого оборудования), ПК «Лантан» (строительство завода по производству солей и редкоземельных металлов), ПК «Профильсталь» (завод по производству сэндвич-панелей), «Алькор» (станция техобслуживания тяжелой и грузовой техники), «Экомайн» (производство угольных брикетов) и «Новаз» (производство мини-тракторов и спецтехники). Общий запланированный объем инвестиций этих компаний составляет около 2,2 млрд руб., количество новых рабочих мест — 431, рассказали в АИР НСО. Проекты «Новаз» и «Профильсталь» уже реализуются, остальные находятся в стадии проектирования и ждут создания необходимой инфраструктуры.

На ТОСЭР «Горный» планируют построить свои предприятия компании «Диабаз» (производство диабазовой муки и другой кислотоупорной продукции), «Горный базальт» (производство теплоизоляционных плит и матов), «Шантон» (комплекс по выращиванию грибов), «Агрофирма „Новый путь“» (тепличный комплекс). Общий заявленный объем инвестиций по проектам составляет более 900 млн руб., планируется создать 143 рабочих места. В настоящее время компания «Диабаз» ведет ремонтные работы в имущественном комплексе, размещенном на ее участке, «Горный базальт» и «Шантон» при сопровождении АИР занимаются решением земельных вопросов, а «Агрофирма „Новый путь“» готовится к рассмотрению проекта на Совете по инвестициям Новосибирской области.

По данным АИР НСО, сегодня все компании-резиденты подтвердили свои планы. Строительство инфраструктуры начнется в 2021 году, после этого начнется строительство производств.

Алтайский край: пищевое производство и кожевенный завод

В Алтайском крае ТОСЭР были созданы в моногородах Заринск и Новоалтайск. Их резидентами стали 11 предприятий, два из которых добавились в 2020 году. В Новоалтайске зарегистрировано шесть резидентов: Новоалтайский маслосырзавод, «Трамони» (выпуск пакетированного кофе и арахисовой пасты), «Алтайпродукт» и «АХ „Сояночка“» (производство кормовых добавок на основе сои), «ЗМ инжиниринг» (создание инновационного предприятия по производству аддитивных установок), «Свит-текстиль». В Заринске находятся «Русская кожа Алтай», Сибирский фанерный комбинат, «Торговый центр» (производство хлебобулочных изделий), «Андерболд-Сибирь» (производство органической эмульсии-стабилизатора Underbold для стабилизации грунтов), «Алтай игрушка» (производство террасной доски из древесной муки).

В Заринске ГК «Русская кожа» реализовала самый капиталоемкий для ТОСЭР Алтайского края проект по строительству кожевенного завода стоимостью более 2 млрд руб.

Резиденты ТОСЭР в Алтайском крае с момента получения ими соответствующего статуса инвестировали около 1 млрд руб. (789,25 млн руб. — Заринск, 278,7 млн руб. — Новоалтайск). При этом совокупный портфель реализуемых проектов превысил отметку в 2,7 млрд руб. (2,2 млрд руб. — Заринск, 469,5 млн руб. — Новоалтайск), рассказали в краевом Минэкономразвития. Нереализованные проекты отсутствуют.

В июле 2016 года Алтайский край подписал соглашения о сотрудничестве по развитию моногородов Заринск и Новоалтайск с Фондом развития моногородов. В 2017–2018 годах в рамках соглашения по Заринску с привлечением субсидии Фонда проведена реконструкция автодороги до площадки строящегося кожевенного завода. Размер инвестиций в обустройство дороги составил более 50 млн руб.

В 2019 году Сибирский фанерный комбинат получил у Фонда развития моногородов беспроцентный заем в размере 28 млн руб. Средства направлены на приобретение оборудования для производства топливных гранул (пеллет) из отходов деревообработки.

«Сегодня заметно возрос интерес к заключению соглашения о резидентстве у действующих компаний, которые готовы развивать свою деятельность и формируют в связи с этим инвестиционные планы. И в настоящее время совместно с такими местными инвесторами прорабатывается ряд проектов в сфере производства пищевых продуктов, которые могут стать резидентами уже в первом полугодии 2021 года»,— прокомментировали в краевом Минэкономразвития. Сегодня министерство сопровождает порядка десяти проектов, планируемых к размещению в ТОСЭР.

Другие территории

Особые территории созданы и в других городах Западной Сибири. В ТОСЭР Абазы (Республика Хакасия) находятся два резидента, оба занимаются производством и переработкой древесины — Абазинское лесоперерабатывающее предприятие (объем инвестиций — 23 млн руб., 27 рабочих мест) и «Ларикс тимбер групп» (объем инвестиций — 130 млн руб., 101 рабочее место).

Также ТОСЭР были созданы в закрытых городах — Железногорске Красноярского края и в Северске Томской области (находятся под управлением АО «Атом-ТОР»). В Железногорске ТОСЭР создана на территории промышленного парка, на ней разместились три резидента, общий объем их инвестиций составляет 57 млн руб. Один из инвесторов — компания «Электрикус» — занимается созданием станций зарядки для электротранспорта: электромобилей, скутеров, электровелосипедов и самокатов. На данный момент заканчивается сборка пяти станций, еще 13 должны появиться в 2021 году, создав городскую сеть. Общий объем инвестиций в проект составляет 8,5 млн руб. Другой резидент — «Сибор» — запускает производство измельчителей-грануляторов (3,3 млн руб. инвестиций). В Северске число резидентов стремительно растет, многие их них вошли в список в конце 2020 года, среди них монтажное предприятие «Радиан» по производству электрической распределительной, регулирующей аппаратуры и оборудования (инвестиции составят 30 млн руб.), «Сибрегионпромсервис» (ремонт и изготовление нестандартного оборудования — 22 млн руб. инвестиций), «ПСК томбат» (разработка технологических линий — 10 млн руб. инвестиций), «Тэфра» (переработка золы от ТЭЦ — 432 млн руб. инвестиций), «Северсккабель» (производство кабельной продукции — 36 млн руб. инвестиций), «Томсказот» (производство азотных удобрений), «МК-полимер» (производство полимерных композиционных компаундов — 10 млн руб.), НПК «Ваб-70» (завод по производству нестандартизированного, емкостного оборудования, специальной оснастки и запасных частей для объектов использования атомной энергии, АЭС, нефтегазовой отрасли — 250 млн руб.) и «Сибирский титан» (производство пигментного диоксида титана — планирует инвестировать в свой проект около 1 млрд руб.). Общий объем инвестиций на ТОСЭР «Северск» превысит 1,7 млрд руб.

Сложности: временные льготы и отсутствие инфраструктуры

Несмотря на декларируемые преимущества ТОСЭР, не все в их работе гладко. На ряде территорий (например, в Линево, Горном, городах Кузбасса и др.) остаются вакантные площади, до сих пор не занятые резидентами. Главной причиной этого эксперты называют ограниченный срок действия самой существенной льготы — пониженных тарифов страховых взносов.

«Проблема, которая влияет на невыполнение установленных показателей эффективности — истечение трехлетнего срока с даты создания ТОСЭР, в течение которого новые резиденты могли получить самую востребованную льготу — снижение ставки по страховым взносам с 30 до 7,6 %. Из-за этого целевые показатели, установленные для функционирования ТОСЭР на десять лет, существенно снижаются через три года с даты ее создания»,— говорит начальник департамента инвестиционной политики Кузбасса Елена Чурина. По ее словам, правительство региона внесло предложения по изменению положений Налогового кодекса, они были отправлены в Минэкономразвития РФ.

«Даже предусмотренная законодательством возможность пролонгации срока действия ТОСЭР до 15 лет без возможности получения преференций по страховым взносам не заинтересует потенциальных инвесторов»,— подтвердили в Минэкономразвития Алтайского края. Другими факторами, снижающими интерес инвесторов, краевое Минэкономразвития называет удаленность от основных рынков сбыта и недостаточный уровень инфраструктурного обустройства инвестиционных площадок.

Эта проблема наблюдается не только в Алтайском крае. «В силу того, что моногорода Новосибирской области представляют собой небольшие поселки городского типа, в них отсутствуют готовые сформированные инвестиционные площадки, а имеющаяся мощность инженерных коммуникаций не позволяет подключить новых потребителей»,— прокомментировали в Минэкономразвития НСО. Строительство необходимой инфраструктуры на объектах в Новосибирской области, ранее планируемое в 2020 году, переносится на 2021 год. Для этих целей АИР НСО и органы исполнительной власти региона в сентябре 2020 года отправили в Фонд развития моногородов заявку на софинансирование. Заявка была одобрена: планируется, что фонд выделит 434 млн руб., региональный бюджет — порядка 90 млн руб., и в 2021 году в Линево наконец начнется строительство сетей газо-, водо- и электроснабжения, водоотведения, электроподстанции и автомобильных дорог. На развитие ТОСЭР в Горном проектом областного бюджета на 2021 год предусмотрены порядка 60 млн руб. Кроме того, в сентябре текущего года в регионе заработал механизм, позволяющий инвесторам компенсировать затраты на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью инвестиционных проектов.

Еще один момент — сложности с привлечением инвесторами кредитных ресурсов. «Основная часть заинтересованных в ТОСЭР инвесторов является некрупными новыми юридическими лицами, которые не имеют собственных средств на реализацию проектов, возникает необходимость привлечения кредитных ресурсов, что зачастую очень сложно для новых юрлиц, в частности существуют проблемы с банковской гарантией»,— пояснили в Минэкономразвития Новосибирской области.

Влияет на дальнейшее развитие и общемировая ситуация с эпидемией и экономическим кризисом. По словам генерального директора АИР НСО Александра Зырянова, пандемия коронавируса оказала негативное влияние на инвестиционную активность компаний, их планы по развитию бизнеса стали более сдержанными. Те, кто рассчитывал направить собственные средства на новые проекты (в том числе на ТОСЭР), теперь откладывают эти планы на неопределенный срок. Сбережения остаются стабилизационным фондом компании. Тот бизнес, который планировал воспользоваться банковским финансированием, испытывает трудности при рассмотрении финансовой отчетности, сложившейся в нестабильный период пандемии.

Но есть и положительные изменения в законодательстве. Так, существенное влияние на развитие ТОСЭР окажет смена подхода к перечню видов экономической деятельности, в отношении которых действует льготный режим осуществления предпринимательской деятельности на таких территориях, считает Александр Зырянов. «Ранее на этапе создания ТОСЭР определялись несколько видов экономической деятельности, компании с другими основными ОКВЭД не могли претендовать на выгодные условия ТОСЭР. После законодательных изменений процедура стала обратной: сейчас определяются несколько „запрещенных“ ОКВЭД, а остальные считаются допустимыми. Таким образом, больше предпринимателей будут иметь возможность воспользоваться преференциями ТОСЭР»,— пояснил он.

По мнению эксперта Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте РФ Рината Резванова, бум появления новых ТОСЭР пришелся на 2018 год и вряд ли повторится. Одной из причин этого стало появление новой административно-экономической категории — федеральных территорий. «Это понятие уже внесено в Конституцию, а намедни появился и первый прецедент: подготовлен законопроект о наделении статусом федеральной территории городского округа Сириус в Краснодарском крае. Идеология Сириуса нацелена на развитие научно-образовательных и инновационно-технологических субъектов. Необходимо учитывать, что ранее, еще в ходе обсуждения самого концепта федеральной территории, упоминалось, что на получение такого статуса смогут претендовать ЗАТО, территории арктической зоны, особо охраняемые природные территории. Понятно, что в границах федерального округа все перечисленные категории территорий присутствуют с избытком. Поэтому сейчас в логике действий региональных властей, оценивающих свои возможности по созданию у себя локаций со специальным экономическим статусом, будет присутствовать, скорее, выжидательная позиция. Все будут присматриваться к тому же проекту Сириуса, обсуждению концепта федтерриторий, при этом держа в уме главный вопрос: какие преференции региону может принести этот новый инструмент территориального управления?» — пояснил он.

Координатор экспертного совета и эксперт по ГЧП Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников считает, что, несмотря на отсутствие особых прорывов, дальнейшее развитие уже созданных ТОР имеет перспективы. Насколько это утверждение верно, можно будет оценить позднее, когда большинство запланированных производств и предприятий на ТОСЭР будут построены и выйдут на проектные мощности.