Конкурс проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Трудовая рота машиниста Токарева

Номинация, категория: Горный ПРОфиль, Автор печатного/интернет-СМИ
Автор: Корзунова Валентина Николаевна
Опубликовано: 13.04.21

Помните, в советские годы была очень популярна песня на стихи Николая Добронравова из фильма «Баллада о спорте», в которой были такие строчки:

Да разве сердце
позабудет
Того, кто хочет
нам добра,
Того, кто нас
выводит в люди,
Кто нас выводит
в мастера.

Уверена, что эти слова касаются не только тренеров, но и всех наставников, кто вводил юных людей в профессию, будь то учитель, журналист или шахтёр.

И, наверное, вряд ли забудут десятки студентов горного техникума (в последние годы – горно-строительного техникума) своего наставника, старшего машиниста экскаватора ЭШ 20/90 разреза «Черногорский» Сергея Токарева. Это не только подлинный мастер, но и учитель, обладающий талантом передать интерес к своему делу, профессии, работе. И это при том, что профессия машиниста шагающего экскаватора не просто сложная, а в своём роде – уникальная, ведь для того, чтобы стать машинистом ЭШ 20/90, нужно обладать, как минимум, четырьмя специальностями.

Наследник

Практически сразу после ученической скамьи Сергей Вячеславович Токарев устроился работать на разрез «Черногорский». После окончания училища и получения корочек сварщика он лишь пару-тройку месяцев покрутил баранку на камвольно-суконном комбинате и ушёл на разрез сварщиком. Туда его сманил отец – машинист экскаватора ЭКГ 5 А.

— С работой на разрезе я был знаком с детства, — рассказывает Сергей Вячеславович. — Отец работал на «Черногорском» с 1958 года, ещё до официального ввода в эксплуатацию. И в то время детей ещё можно было пропускать на предприятие, так что пацаном сидел в кабине экскаватора. Потому, работая сварщиком, всё же мечтал стать машинистом экскаватора, но только шагающего. Тут же такие масштабы! Шагающий гигант, огромные размеры, такой вес. Интересно было порулить такой машиной.

И мечта исполнилась, через шесть лет Сергей Токарев, окончив обучение в учебно-курсовом комбинате, пришёл на разрез уже помощником машиниста. Здесь была вторая удача – он попал в бригаду замечательного профессионала, умного и требовательного старшего машиниста Владимира Нестерова.

— Мне очень повезло с наставником, — продолжает Сергей Вячеславович. — В профессию меня вводил Владимир Николаевич –уважаемый человек был, много я от него почерпнул. Он многому научил. Полный кавалер знака «Шахтёрская слава», Почётный шахтёр, пользовался огромным уважением на предприятии. Сам собрал первый и в то время единственный на разрезе экскаватор ЭШ 20/90 № 47. Это сейчас уже четыре такие машины, а тогда в 90-х годах у нас был только ЭШ 15/90.

Шесть лет проработал первый помощник машиниста Токарев, прежде чем его перевели в машинисты. Ведь эта профессия, как уже говорилось, требует особых знаний.

— ЭШ 20/90 очень сложная машина, — говорит электромеханик добычного комплекса Александр Суханов, — поэтому машинист должен уметь, во-первых, управлять экскаватором. А это работа за рычагами, знание основ геологии, структуры рудного поля. Во-вторых, обязан знать электрическую часть экскаватора, иметь разряд электрослесаря. В-третьих, быть сварщиком. Пусть не высокой категории, но уметь элементарные вещи: что-то прихватить, приварить, подрезать. В-четвёртых, иметь корочки стропальщика. Так как экскаватор оборудован мостовым краном, для управления нужен допуск и удостоверение на право управления краном.

Потому-то так долго и учатся на машиниста. Сколько я ни разговаривала с опытными рабочими, все в один голос говорили, что для подготовки грамотного специалиста необходимо лет пять-шесть как минимум. Учитывая объём знаний, умений и профессий, уже не удивляешься такому долгому пути.

— В 2008-ом году Владимира Нестерова отправили на монтаж 36-й машины, на которой я работаю и по сей день, — рассказывает Сергей Токарев. — Нестеров меня забрал на неё машинистом, а через год уже ушёл на пенсию, меня оставил за себя, порекомендовал руководству, с тех пор я старший экипажа. Нестеров был очень грамотным специалистом, с большим опытом работы. Многие бы хотели у него учиться, работать с ним. Он очень хорошо показывал, рассказывал, как копать, как ремонтировать, как правильно снять узел и как его поставить обратно. Словом, деталей в работе очень много. Всякое было, и ругал, если я не понимал и делал не так, как нужно. Но делал не обидно, видно, что просто болел за работу.

К слову сказать, 12 лет назад мне довелось брать интервью у Владимира Нестерова, его бригада как раз не так давно закончила монтаж 36-й машины, и помню, что говорил тогда заслуженный шахтёр:

— Нас учили понимать не только в технике, но и в горных работах. Ведь лишь на первый взгляд кажется, что на экскаваторе только и знай, что рычаги дергать, на самом деле все гораздо сложнее. И чтобы обучить опытного машиниста надо много лет. Такого, чтобы чувствовал породу, разбирался, где и как надо работать. Этому сложно научить, чутье приходит с опытом. Ну и, конечно, нужно заниматься самообразованием, не ждать, когда придут, все разжуют и по полочкам разложат, необходимо самому вникать в технологию. Жаль, что ушла из нашего общества престижность профессии горняка. Молодые гонятся за деньгами, нет той ответственности и трудолюбия, что были у угольщиков старшего поколения. Нет желания овладевать знаниями, закончил техникум, и всё. Пока мастер или бригадир не расскажет, что и как делать, сам вряд ли сообразит.

Об этом же говорит и Сергей Токарев – мало знать, как управлять рычагами, нужно уметь гораздо больше, стремиться к самообразованию. Но в отличие от своего наставника, который сетовал на упадок интереса к работе молодых горняков, о нынешнем поколении студентов Сергей Вячеславович отзывается хорошо. И к его мнению стоит прислушаться, ведь он не только старший экипажа, а и наставник молодёжи, за годы через его руки прошли десятки ребят, многие из которых достигли высоких профессиональных показателей.

— Всех стажёров уже и не вспомнить, — улыбается Сергей Токарев. — Порой в городе встречаешь, здороваются, я не узнаю, а они мне: «Помните, я у вас стажировался». Когда первый раз дали стажёров, то было особое чувство, ведь такая ответственность! Ходил, показывал, рассказывал, следил, чтобы не полез, куда нельзя. Они же молодые, незнающие, но любознательные. Ругаться не люблю. Зачем? Только обозлишь человека, а толку не будет.

Ребята за годы практики попадались разные, одним хотелось многое узнать, вопросами просто засыпали, а другим неинтересно, лишь бы время провести. Впрочем, последних в практике Сергея Токарева было мало. Но и с ними наставник старался общаться так, чтобы проснулись. Искал общие темы, разговаривал о спорте, рыбалке, семье. По сути старший машинист работал настоящим учителем, который не только передавал знания и опыт, а пробуждал интерес, заинтриговывал работой, сложностями, заражал желанием стать профессионалом.

— Когда приходят ребята ко мне, в первую очередь спрашиваю – чем занимаются по жизни, — продолжает Сергей Вячеславович, — люблю беспокойных, интересующихся чем-то – таким хочется развиваться, они стремятся узнать больше, достичь большего. Из моих ребят вырастали и помощники, и машинисты, получали высшее образование и становились инженерами. Константин Юденко со мной работал, сейчас он начальник монтажного участка на РМЗ. Когда я был ещё помощником, с нами работал Евгений Молостов, ныне депутат Верховного Совета Хакасии, а тогда мы с ним из одной чашки ели. Конечно, приятно, когда твои бывшие ученики, коллеги достигают больших высот. Какая-то гордость есть.

— Сергей Токарев очень хороший, грамотный специалист, отзывчивый человек, — рассказывает начальник участка бестранспортной вскрыши Ярослав Руденко. – Я, когда пришёл после вуза на разрез, мало что понимал и часто с ним консультировался, он мне подсказывал, как и что лучше сделать. Человек неконфликтный, с ним всегда можно найти общий язык. Как наставник – он пример для других машинистов, никто столько новых не воспитал. За последние два с половиной года он вырастил трёх машинистов из помощников. Только представьте, к нему приходит молодой парень, 23 года, через год он уже стал подменным машинистом – это редкий случай.

Сейчас у Сергея Вячеславовича стажировку проходит Андрей Филатов, парень из таёжного Каратуза решил перебраться в наши степи, привлекла работа на горнодобывающем предприятии. Как говорит мастер, паренёк отличный, спрашивает, интересуется всем, активный и неравнодушный человек. С таким приятно работать.

— Как с наставником, с ним очень хорошо, — рассказывает Андрей. — Всё расскажет, объяснит, покажет. Что бы я ни спрашивал, никогда не было, чтобы не ответил, очень знающий человек. Объясняет очень понятно и доступно. Работа машиниста очень интересная, здесь надо думать, мыслить наперёд. У Токарева большой опыт, он всё может предусмотреть, потому он подсказывает другим машинистам, как и что делать. Я у него почерпнул немало, как лучше работать, чего не надо делать.

После выпуска Андрею предстоит служба в армии, а затем он хочет поступить в вуз и вернуться на разрез уже горным инженером. Очень уж интересной была стажировка на разрезе, увлекли машины и задачи, которые приходится ежедневно решать. И, наверняка свою роль в этом выборе сыграл наставник Токарев.

— Человек может иметь все допуски и удостоверения, работать машинистом, — говорит Александр Суханов. — Но Токарев у нас старший машинист, а человека безответственного и нетрудолюбивого на такую должность никогда не поставят. Сергей Вячеславович очень ответственный человек, отличный организатор работ. Я как электромеханик, курирующий этот экскаватор, организовываю работы, но часть оставляю ему на контроль, ему на месте виднее. По сути делегирую ему часть своих полномочий.

Кстати, на одной машине с Сергеем Вячеславовичем, правда, в другой смене, работает его сын Максим.

— Сына непросто было обучать, — делится мыслями Сергей Токарев. — С одной стороны, более строго относишься, с другой – напротив мягче с ним говоришь. Потому и в другую смену его отправил. Пусть сам плывёт. Пока машинистом ему рано, надо поучиться, научиться копать. Младший сын пока ещё школьник. Хотелось бы взять на работу, показать машину, но, увы, нельзя. Есть экскурсии, но там только на смотровую площадку возят, а в карьере-то всё другое. Когда увидит мощь, громаду, объёмы – в душе что-то переворачивается.

Студентам техникума везёт гораздо больше, их уже пускают в карьер, даже дают посмотреть на работу экскаватора из кабины машины. А оттуда дух захватывает – высота, скорость, точность и мощь техники. И не один юноша, прежде учившийся так себе, вдруг решал серьёзно приналечь на занятия, чтобы в будущем иметь возможность вернуться в карьер уже помощником машиниста и трудиться, быть может, на этом самом экскаваторе.

— Работа очень интересная, смена пролетает – не замечаешь, — говорит Сергей Токарев. — Дома 12 часов тянутся и тянутся. А на смене – обернуться не успел, уже всё. Каждый день новые задачи, новые проблемы, нет повторения – этим-то и интересна профессия машиниста. Мы же не просто переносим породу из точки А в точку Б. Мы вскрываем пласт, и его надо вскрыть так, чтобы удобно было работать добычникам. Надо построить дорогу. Надо хорошо сделать борта, чтобы камешки не падали на машины. В общем, очень творческая работа.

Третье поколение Токаревых работает на разрезе, и, наверное, в мечтах у наставника мелькает мысль – а было бы неплохо, если б династия продолжилась и дальше. Ведь, как мог, он старался передать свой опыт, знания, талант сыновьям, другим юным горнякам. И в чём я точно уверена, что не один из них с годами будет вспомнить, как повезло, что трудовой путь они начинали под руководством такого мастера. Как сейчас Сергей Вячеславович добром вспоминает своего наставника Владимира Нестерова, так и его будут вспоминать сегодняшние и завтрашние стажёры. Больше того, через годы, глядя на работу того или иного машиниста шагающего экскаватора, станут говорить: «А почерк-то токаревский!»